banner

Рукам этим нет цены

16 Мая’11
1422

Рукам этим нет цены

10 мая встретила свой 75-летний юбилей Герой Социалистического Труда Ядвига Ивановна Рекуть. В связи с этим событием к ней с поздравлениями, цветами и подарком наведались председатель райисполкома О. М. Таргонский и его заместитель В. А. Субботка. Именинница искренне благодарила гостей за то, что помнят, за то, что по сей день ценят ее за полувековой самоотверженный труд.

В шестидесятые-семидесятые годы имя этой простой женщины из пущанской глубинки звенело во всю мощь и не сходило с газетных страниц. К ней постоянно приезжали журналисты как районных, так областных и республиканских СМИ. Еще бы! В тридцать три года она становится Героем Труда. Единственная из тружениц села Свислоччины! Она была славой и гордостью района. И слава эта ей досталась не на подиуме конкурса красоты. С детских лет она не знала ничего, кроме труда. Труда до седьмого пота, труда не ради славы и почестей, а потому, что иначе просто не могла, не умела.

Единственным «украшением» на ее руках были мозоли. Но любые драгоценные камни блекнут рядом с ними, ибо нет цены этим мозолям и рукам этим нет цены.

 


Когда она пришла на свиноферму совсем молоденькой девушкой, поначалу даже побаивалась, тем более, что ловила на себе косые взгляды опытных свинарок, которые не представляли, как эта худенькая девчонка будет таскать тяжеленные ведра с кормом, как справится с опоросами. Но будучи по натуре человеком настойчивым и целеустремленным, она без раздумий взялась за дело. Как оказалось, дело всей ее жизни…

 

Каждый день просыпалась на зорьке, наспех завтракала и спешила на ферму. Летом – по росе, зимой – через снежные заносы. Почти всегда приходила первой. Там ее ждали. Довольным хрюканьем встречали свиноматки, тыкались в ноги розовыми пятачками поросятки. И она посвящала им все свое время. В буквальном смысле дневала и ночевала. Порой по несколько суток не уходила с фермы, ожидая очередного опороса. Помогала свиноматке, как умела, берегла маленьких, чтобы мамаша их случайно не придавила. Очень переживала, когда ее подопечные болели. Поначалу вызывала ветеринаров, а потом и сама неким седьмым чувством угадывала, какой недуг беспокоит хрюшек. Заваривала им травы, делала уколы, ухаживала, пестовала, как детей малых. И в ее группе практически не стало падежа. Поросята росли, как на дрожжах.

По инициативе девушки на ферме была организована школа животноводов. Свинарки овладевали навыками ветеринаров, многому учились у Ядвиги. За опытом к ней ехали со всей Гродненщины, и имя молодой свинарки все чаще стало появляться на страницах газет. Нельзя сказать, что это служило стимулом, чтобы еще больше отдавать себя работе. Больше уж было некуда! Она была буквально привязана к свиноферме, прикована невидимыми цепями и не чувствовала, не замечала этих оков. Работа… Работа… Работа… И больше ничего.

 На селе по вечерам звучала гармошка, лились девичьи песни, гудели свадьбы, рождались дети. Но все это было в каком-то другом измерении, отдельно от жизни Ядвиги.

А однажды утром ее позвали к телефону. Она побежала в «красный уголок».

– Ядя, поздравляю, – говорил ей кто-то в трубку, – тебе присвоено звание Героя Социалистического Труда. Только что по радио сказали. Готовься получать Золотую Звезду.

На миг показалось, что ушла из-под ног земля. А сердце стучало так громко, что эхом отдавалось в гулких коридорах фермы. Она – Герой! Слыханное ли дело?!

А ведь никогда не считала, что работает лучше других, просто трудилась по совести и все. Разве за это дают Героя? Выходит – за это. За то, что бежала по обжигающей ноги утренней росе и за каждого поросенка душой переболела. За то, что полностью отреклась от себя, от всего личного, безропотно посвятив свою судьбу работе.

С тех пор пролетело много лет, но день тот помнится до мелочей. И еще как ее поздравляли в клубе односельчане, какие теплые слова говорило в ее адрес начальство, а она слушала, и слезы радости застилали глаза.

Потом наступил тот день, когда ей на скромный пиджачок прикололи Звезду Героя. Рядом со Звездой занял свое место и орден Ленина.

Через год Ядвигу избирают депутатом Верховного Совета БССР, и девушка, впервые за все годы, покидает свою ферму и едет в столицу. А своих подопечных (на то время уже сорок свиноматок и более чем четыреста поросят) оставляет на руки старшей сестры Пелагеи. Но несмотря на то, что была уверена: ее поросята в надежных руках, не могла дождаться, когда, наконец, снова окажется на работе.

Так один за другим пролетали годы. Пришел и тот день, когда она в последний раз переступила порог свинофермы. Долго щемило сердце, а по ночам снились поросятки, как жались к ногам, жалобно пищали. Просыпалась и долго не могла уснуть. Так было. Но с годами прошло.

Сейчас Ядвига Ивановна живет в своем доме одна. Но ее не забывают. Наведываются председатель Новодворского сельского Совета, работники социальной службы, школьники. Ее уважают в деревне, ее ставят в пример молодым. И это правильно. Натруженным рукам этой женщины можно лишь поклоняться.

Ядвига КОБРИНЕЦ.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

«Факел» — свет памяти