banner

Душа ее прекрасна и светла

08 Февраля’08
2216
Душа ее прекрасна и светла      Эту удивительную женщину я знаю давно. В свое время мне даже посчастливилось работать с ней в одной сфере. С тех пор минуло два десятилетия, но, сколько бы их ни прошло, имя Нины Васильевны Германович навсегда останется добрым воспоминанием в библиотечной среде района. Она отдала любимому делу  более трех десятилетий и годы эти считает самыми счастливыми. Дома в отдельной папке хранятся 28 грамот как районного, так областного, республиканского и союзного значения. Есть грамоты, подписанные еще Е. Фурцевой. На районной Доске почета несколько лет кряду находился ее портрет. Словом, почет и уважение Нина Васильевна заслужила и смену оставила достойную.
      …Ровно семь с половиной десятилетий назад в далеком городе Донецке в семье Василия и Устиньи Прокоповичей появилась на свет девочка. Она была уже четвертым ребенком, но выжила на ту пору только старшая дочь Софья. В Украине и без того было голодно, а тут еще отца арестовали, поскольку имел «неосторожность» жениться на сестре «врагов народа». Семья Устиньи считалась зажиточной. Все братья имели высшее образование, закончили Горецкую академию. Она успела отучиться лишь в гимназии и вышла замуж за Василия Прокоповича, который увез молодую жену в Донецк, где устроился работать на шахту.
      Нина была совсем маленькой, когда арестовали отца, а мать с детьми попросту выгнали из общежития, где они ютились. Переселились в шахтерские бараки. Дети ходили и побирались, чтобы не умереть с голода. Благо, отца вскоре отпустили. Стало чуточку легче, а потом… война!
Душа ее прекрасна и светла       Нина Васильевна помнит, как они с мамой провожали папу на фронт. Мама плакала, а Нина что есть силы кричала в военкомате: «Верните моего папу!» Ее утешали, хотели угостить баранками, но девочка рвалась к папе и не переставала кричать.
      К концу войны его привезли полностью парализованного. Врачи советовали сменить климат, и было принято решение вернуться на родину отца – в Беларусь. Тем более, что дети пухли от голода, не жили, а выживали. После Нины родились еще дети.
      Вернулись в 1947-м. Поселились в землянке. Потом «склепали» кой-какую избушку. Там Нина росла, затем пошла в школу. Все схватывала на лету. В старшие классы ходила за 10 километров одна из всего села. Мама утром давала ей с собой несколько блинов-гнилушек, и она бежала учиться.
      Очень любила читать, хотя книг на ту пору было мало. Читала все, что попадало под руку. И быстро из худенькой полупрозрачной от голода девчушки превращалась в красавицу.
      …Весна 54-го. Юная Нина собралась в гости к старшей сестре в Свислочь, куда ту распределили после техникума на работу. Она еще никогда не видела этого маленького городка, она еще не знает, что именно там ждет ее судьба, она еще не знает, что именно там ей предстоит свить свое гнездо и пустить глубокие корни. Она еще ничего не знает, ей всего-то 20 лет, и жизнь только начинается…  
      Николай уже был знаком с Софией и случайно узнал, что к ней едет младшая сестра. У него возникло горячее желание познакомиться с девушкой. А когда увидел,  желание утроилось. И неудивительно. Тоненькая, стройная, кареглазая, а по плечам черные, как смоль, кудри. Не захочешь – залюбуешься!
      Он на ту пору работал киномехаником в кинотеатре. Успел забежать в кассу и попросил, чтобы «вот этой девушке» продали билет на такое-то место, а рядом оставили пустое. Так и было сделано.
      Николай оставил в кинобудке помощника и пошел знакомиться с красавицей. Познакомился… и похитил ее сердечко.
      В октябре они уже сыграли свадьбу. А через год Нина подарила мужу доченьку Лену — свою  копию в миниатюре. В том же году она устроилась на работу в районную библиотеку. А через год поступила в Минский пединститут имени Горького на библиотечный факультет. Заканчивала вуз уже с двумя детьми. В 1957-м появился сынок Коля.
      С библиотекаря Нину перевели заведующей читальным залом, а в 67-м она возглавила центральную районную библиотеку.  
      Мало сказать, что она любила свою работу. Она жила, дышала ею, она отдавала ей все силы, всю душу. Росли книжные фонды, увеличивался книгообмен, умножались ряды читателей. Книгой было охвачено все грамотное население района. Читаемость в районе порой превышала среднюю по области и по республике. Книги выписывали из всех республик Советского Союза, пользовались межбиблиотечным абонементом СССР.
      Она умела сплотить вокруг себя, заинтересовать, зажечь любовью к книге, она никогда не останавливалась на достигнутом, искала новые формы работы, претворяла в жизнь самые смелые планы и задумки. К ней тянулась молодежь, ее считали своей наставницей, ей доверяли свои маленькие секреты, в ней искали поддержки, ее просто любили за искренность, мудрость, неуемный оптимизм и доброе сердце.  Она такой и осталась.
      Давно выросли дети. Дочь Елена – медик. Живет и работает в Ленинградской области. Вырастила троих детей. Уже есть внучата. Сын – в Украине, в Бердянске. Подарил бабуле двоих внуков. Все они частые гости в доме, звонят, интересуются здоровьем, поддерживают.
      С мужем Николаем Николаевичем прожили в мире и согласии 53 года. Уже позади «золотая» свадьба. Но для него она по-прежнему молода и красива. Годы, прожитые вместе, он считает счастливейшими в жизни, и если бы была возможность отмотать их на полвека назад, он, не задумываясь, пошел бы знакомиться с чернобровой красавицей, купившей билет на киносеанс. Годы, конечно же, покинули на ее лице свой отпечаток. Но никакое время не сотрет красоту души. А душа у Нины Васильевны по-прежнему прекрасна и светла.
Ядвига КОБРИНЕЦ.
Фото из семейного архива.  

Предыдущая статья

Дружат борцы двух районов