banner

Как деревенский паренек покорил Москву, стал известным ученым и объехал полмира с именитыми хорами

24 Августа’11
2129

Как деревенский паренек покорил Москву, стал известным ученым и объехал полмира с именитыми хорами

Рыболы. Маленькая приграничная деревенька на Свислоччине с десятком жителей. Дома буквально утопают в зелени, и оттого деревенская улочка кажется еще уже. На пригорке уютный домик. Здесь мы и встретились с доктором философских наук, профессором кафедры философии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Алексеем Басалаем.

– Выдающийся ученый Карл Маркс, – начинает разговор Алексей Афанасьевич, – оценивая трудоемкость и сложность деятельности исследователя, сделал важный вывод, что в науке нет столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по каменистым тропам. Учитывать это надо всем. Прежде чем достигнуть значимых результатов, мне пришлось наверстывать упущенное в учебе, упорно изучать накопившуюся разнообразную информацию, изменять устремления. Первоначально я не мечтал избрать научную стезю…

– А кем вы мечтали быть?

– Помню, когда учился в 4 классе Стокской семилетки, учитель Николай Иосифович Носов проводил с нами беседу по выбору профессии. Кто хотел быть летчиком, кто моряком, кто трактористом – в учебнике «Роднае слова» пестрели картинки с изображением людей этих профессий. Я же был под впечатлением другой пропаганды. Тогда, в 50-е годы уже прошлого века, пели песни о Сталине, только и говорили о великом вожде. Насупив брови, я выпалил: «Хочу быть Сталиным!» Дети засмеялись, учитель смутился и сказал, что нельзя быть Сталиным. Я своим детским умом не мог понять: почему? А когда учитель сказал подумать и снова поднял, то я уже хотел быть баянистом. Он и это отверг. Так я тогда и не избрал себе профессию. А когда оканчивал Свислочскую 11-летку, к нам приехал преподаватель из БГУ и агитировал поступать в университет. Я снова «отличился», сказав, что буду поступать в Московский государственный университет. Все ахнули. Я же в письме на филфак МГУ хотел быть… писателем. Мне посоветовали журфак. Журфак так журфак. Отец дал 30 рублей на дорогу, и я уехал в Москву.

Но на стационар Алексей Афанасьевич не поступил: не хватило одного балла. Пошел на заочное отделение факультета журналистики МГУ, которое закончил в 1969 году. Учился и работал. Свою первую заметку написал в свислочскую районку. Потом из-под пера молодого журналиста вышел, по его мнению, рассказ, который он отправил в «Гродзенскую праўду». Заместитель редактора Соловьев посоветовал обратиться к Василию Быкову, работающему в газете. «Как рассказ, не годится, – резюмировал тот, – но слог хороший». Так Алексей Басалай прописался внештатным корреспондентом в областной газете. Жил за счет гонорара, но его не хватало. Поэтому его порекомендовали на постоянную работу в штат ошмянской районки, позже работал в ивьевской. Печатался в «Советской Белоруссии», был внештатным корреспондентом Белорусского радио.

По рекомендации врачей пришлось уехать на Ставрополье. Работал собкором в областной газете «Ворошиловоградская правда», публиковался в центральных российских газетах. Но его острое перо, отвержение угодничества и критичность мышления, беспартийность препятствовали продвижению по профессиональной лестнице. И снова Алексей Афанасьевич оказался в Москве. Работал редактором философской редакции МГУ, журнала «Философские науки», научным сотрудником Института теории и истории социализма ЦК КПСС (в партию вступил в 1990 году). Почти 10 лет был главным специалистом Министерства по делам национальностей России, преподавал эстетику, культурологию, философию в разных вузах Москвы. В 1980 году закончил заочную аспирантуру Института философии АН СССР.

Алексей Афанасьевич защитил кандидатскую, а потом докторскую диссертацию. Наиболее весомым результатом его научно-педагогической деятельности стало издание монографии «Развитие наций и их взаимоотношений в СССР» в двух частях, которая была положительно воспринята научной общественностью, учебника «Актуальная и правдивая философия», предназначенного в основном для студентов вузов (признаюсь, с интересом прочитала его). А также опубликовал более 30 научных работ.

– Алексей Афанасьевич, чем вы еще занимаетесь кроме науки?..

– Люблю шахматы. И уже 40 лет пою (у меня тенор драматический или второй тенор). Почти 30 лет пел в Академическом хоре МГУ. У нас даже пластинка вышла. Мы пели с хором Большого театра, хором Свешникова. Мы ездили на гастроли в Чехословакию, Югославию, другие страны социалистического лагеря. Теперь я в хоре «Арс Вива» института Гнесиных. Это полупрофессиональный хор. Еще меня приглашали в хор МИДа, пел в украинской хоровой капелле Москвы. Примечательно, что солистами в хорах выступают профессиональные певцы, народные артисты. Мы объехали с хорами полмира, побывали в Италии, Германии, США, Канаде, других странах. Для меня это – интеллектуально-эстетическая культура, эстетическое наслаждение, самовыражение. Кстати, если хватит сил и терпения, у меня в планах написание новой книги – «Основные этапы развития русской культуры».

На прощание Алексей Афанасьевич прочитал нам свои стихи. О природе, жизни, о своей малой родине – Рыболах, куда старается приехать с семьей в родительский дом почти каждый год. Здесь легко дышится, здесь – его корни…

Галина РОМАНЧУК.

Фото Ядвиги КОБРИНЕЦ.

Предыдущая статья

Святкавала вёска Навасёлкі