banner

Аднавяскоўцы: Малыя Масушыны

29 Марта’11
1806

Запрашаем вас у Малыя Масушыны. Назва вёскі, размешчанай на тэрыторыі Навадворскага сельскага Савета, паходзіць ад тэрміна, які абазначае мясцовасць з сухім мохам, або месца, дзе сушылі мох для ўцяплення хат, або мохавае высушанае балота.

Сёння ў Малых Масушынах налічваецца 21 двор і 27 жыхароў.

Сталы ўзрост патрабуе пяшчоты

Аднавяскоўцы: Малыя МасушыныКалі ў Іосіфа Андрэевіча і Марыі Юльянаўны Вайцешчыкаў пацікавіцца, у чым сакрэт доўгага шчаслівага сямейнага жыцця (яны разам ужо амаль пяцьдзясят гадоў), можна не сумнявацца, што ў адказ пачуеш агульнае прызнанне – трэба, каб побач быў добры, шчыры, клапатлівы чалавек. А паколькі муж і жонка так і ўспрымаюць адзін аднаго, то пяшчота і ўзаемаразуменне характарызуюць іх адносіны.

Іосіф Андрэевіч з 1964 года працаваў у саўгасе вадзіцелем. Колькі тэхнікі давялося змяніць, усю памятае “пайменна”: ГАЗ-51, ЗіС, ГАЗ-53.

– Ведаеце, тыя перакрыцці, што зараз складаюць аснову саўгаснай канторы і двухпавярховых жылых дамоў, калісьці я прывозіў на сваёй машыне, – успамінае сённяшні стараста вёскі. – Столькі рэйсаў зрабіў, што і палічыць цяжка. Але цікава было працаваць. Дарога прыцягвала мяне, як магніт. Ад’ездзіў я без аварый, аднак дзве дзіркі ў вадзіцельскіх правах усе ж зарабіў: з хуткасцю ў маладосці перабіраў, – хітравата ўсміхаецца Іосіф Андрэевіч.

За добрасумленную працу яго не раз заахвочвалі матэрыяльна. Такое добра помніцца, бо ў той час падрасталі сын і тры дачкі, і кожная капеечка, як кажуць, была дарэчы.

Марыя Юльянаўна таксама не сядзела без працы, хоць, што можа быць больш адказным, чым выхаванне дзяцей?! Яна, як і іншыя жанчыны з вёскі, працавала ткачыхай ад Гродзенскай фабрыкі мастацкіх вырабаў. Ткалі ўсе па хатах. Дываны, ручнікі, пакрывалы з масушынскім “знакам якасці” разыходзіліся па ўсім свеце. Да выхаду на пенсію Марыя Юльянаўна яшчэ паспела некалькі гадоў папрацаваць у паляводстве.

Тым часам павырасталі дзеці, скончылі школу, паступілі ў інстытуты, атрымалі вышэйшую адукацыю. Зараз жывуць хто ў Гродне, хто ў Ваўкавыску, ёсць і свіслачане.

Дзядуля з бабуляй прыждалі сямёра ўнукаў і кожныя канікулы з нецярплівасцю чакаюць іх у госці. Каб час не праходзіў абы дзень да вечара, гаспадары трымаюць каня, свіней і курэй. Каля жывёлы заўсёды многа работы, ды і карысць відавочная.

Любимая и родная

Аднавяскоўцы: Малыя МасушыныС вязанкой упругих свежих веток встречают нас Феликс Антонович и Нина Николаевна Якуты.

– Рады, рады, проходите. Весна на дворе, пора порядок наводить. Вот и заготавливаем ветки, чтобы веников навязать. Я, было, сама пошла, да муж заволновался и на помощь подоспел. Оказывается, вовремя, а то бы не встретились, – с приветливой улыбкой приглашает нас хозяйка.

Тот факт, что и она работала ткачихой, уже не удивляет. Между собой шутим: «Край ткачих, чего уж тут». Хотя, признается Нина Николаевна, потрудиться пришлось не только за ткацким станком. На пенсию уходила, будучи сторожем в мастерских в Новом Дворе.

Феликс Антонович в прошлом тракторист. Работал в СМУ, потом в совхозе. Общий стаж – сорок лет. Всегда ходил в передовиках, потому что не понимал, как можно работать в полсилы. Если уж берешься за дело, выполняй его умело. За добросовестный труд его не раз награждали грамотами, поощряли материально. Ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

– Если бы не муж, c которым мы живем душа в душу уже пятьдесят три года, не знаю, как бы детям помогли. Трудился не покладая рук и зарабатывал хорошо, – рассказывает Нина Николаевна. – Так вырастили, поставили на ноги троих сыновей. Сейчас они живут в Волковыске. У каждого своя семья, работа. Благодаря детям у нас шестеро любимых внуков.

Когда речь заходит о том, какой была деревня Малые Масушины во времена их молодости, супруги в один голос заявляют: «Ой, совершенно не такой, как сейчас. Тогда, в середине семидесятых, было два стада коров, по пятнадцать голов каждое. Люди сдавали много молока, и еще оставалось себе на пропитание. Работала школа, где дети учились четыре года, причем учились в две смены. Уже потом в этом здании открыли магазин. Людей было много, в каждой семье по трое-пятеро ребятишек. А сейчас что? Опустела наша деревенька. И все равно любимая и родная».

– Время бежит, но жить надо, – подытоживает разговор Феликс Антонович. — Приходится «упираться» (улыбается). Дома сидеть сложа руки тоже не хочется.

В жизни все было не зря

Аднавяскоўцы: Малыя МасушыныВ эти солнечные весенние дни хочется думать только о хорошем. О своих самых ярких жизненных впечатлениях и воспоминаниях рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Николай Николаевич Кукла. Пусть его автограф останется на страницах нашей газеты как неудержимый, порывистый, крылатый росчерк счастья.

– В 1944 году, когда мне было восемнадцать лет, призвали на службу в армию. О том, что закончилась эта ужасная война, узнал, когда охранял военный склад в Гомеле. Помню, как объявили о Победе по радио, как наши солдаты стали палить из оружия от радости. Действительно, яркие воспоминания.

В 52-м, а именно 10 февраля, я женился. Моя супруга, Любовь Павловна, была родом из деревни Боровики. Она работала и ткачихой, и в полеводческой бригаде трудилась. У нас родились дочь и сын.

Я какое-то время был трактористом в совхозе, потом перешел на ферму. На мне лежала вся ответственность по кормлению дойного стада. За высокие производственные показатели награждался почетными грамотами. Для меня они столь же ценны и дороги, как все юбилейные медали, приуроченные к годовщинам Великой Победы.

Жили мы с женой хорошо, беды и радости делили пополам. Получая достойную заработную плату, смогли купить дом в Волковыске. Сейчас Любови Павловны уже нет, но светлая память о нашем семейном счастье живет в моем сердце до сих пор.

Когда все горит в руках

Аднавяскоўцы: Малыя МасушыныКогда-то сразу за деревней, вспоминают местные жители, была огромная торфяная площадка. Здесь кипела работа по добыче столь важного для народного хозяйства сырья. Среди рабочих можно было встретить не только масушинцев, но и жителей близлежащих деревень. Там какое-то время трудились мои новые собеседники – Осип Осипович и Пелагея Викентьевна Якуты.

Сегодня прежних крепкого молодого парня и озорную русоволосую девчонку можно узнать по блеску в глазах, характерным жестам и… старым фотографиям. Много лет назад они полны сил, энергии, мечтают о безоблачном счастье.

Больше двадцати лет проработал в совхозе трактористом Осип Осипович. Его ценило руководство, уважали коллеги, с него брали пример молодые. В работе с ним было сложно тягаться.

Ряды ткачих пополнила в свое время Пелагея Викентьевна. У нее-то все просто горело в руках. Как везде поспевала, сама диву дается. И двое сыновей подрастали, и хозяйство кое-какое держать приходилось, и станок ткацкий без дела не простаивал. Пожалуй, тот девичий задор, с которым она бралась за любое дело, во многом помогает ей и сейчас. Ведь приходится ухаживать и за престарелой сестрой, которую забрала к себе, и за мужем, который пока не окреп.

– Сорок семь лет мы с моим Осипом живем. Все бы ничего, да здоровье иногда подводит, – сетует супруга. – Понимаю, что это «проделки» возраста, но так не хочется сдаваться. Внуки у нас замечательные растут. Четверо. Взять хотя бы Юлечку, такой голос красивый. Часто нас, стариков, песнями радует. И дети наши хорошими людьми стали. Работящие, доброжелательные.

Конечно, в отца с мамой пошли. Ничего нет лучше личного примера.

...Вот уж весна набирает силу, скоро огороды начнутся. У хозяйки на окне зеленеет рассада помидоров. Скоро и семена капусты лягут в благодатную почву. Хлопоты, хлопоты… Жизнь продолжается.

Страницу подготовили Ольга БУБЕНЧИК и Григорий ШИРЯЕВ (фото).

За помощь благодарим председателя Новодворского сельского Совета В. В. ЗДАНОВИЧА.

Предыдущая статья

«Свислочский Зубр» поселился в дошкольном центре