banner

Солдат египетских землянок

22 Февраля’11
2088

Солдат египетских землянокАлжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Венгрия, Вьетнам, Йемен, Лаос, Ливан, Китай, Корея, Мозамбик, Сирия, Эфиопия... «Где наши только не были», — так Александр Александрович Василенко из Свислочи закончил свой рассказ о воинской службе. Сам он полтора года «срочной» нес в Египте.

Египет — один из древнейших очагов цивилизации — в конце 60-х стал очагом военных действий: в 1967 году Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала оккупировал Израиль. В стране царил хаос. В 1971-м после заключения советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве советское командование начало отправлять на африканский континент своих военнослужащих для урегулирования конфликта. Под такую раздачу «путевок» попал и Александр Василенко, несший службу в войсках противовоздушной обороны.

Ленинградский военный округ. Двадцать пять человек приглашены к начальнику штаба. К каждому один вопрос: «Хотим направить вас в одну из дружеских стран. Согласны? Подпишите». Учеба в спецшколе — и на корабль «Александр Нахимов». Все тайно и скрыто. Ехали как студенты сельхозинститута. Никто не знал, куда лежит путь. Лишь по преодолеваемым километрам водного пространства догадывались: далеко. Спустя трое с половиной суток прибыли на место. Встретила их легендарная прибрежная Александрия, основанная некогда великим Александром Македонским... А дальше вместе с арабским командованием кто куда. Александр Василенко попал в огневой дивизион № 2. Был определен в водители ТЗМ (транспортно-заряжающей машины) 125-го ракетного комплекса «Утка».

Солдат египетских землянокПервые полгода служба была напряженной: шли военные действия. Всего хватало, вспоминает Александр Александрович: налеты, тревоги, гибель ребят. Сам он при захвате диверсанта получил сильный удар в грудь, лечился в госпитале. Особо отличившихся награждали. Только... исключительно посмертно.

Жили в землянках, накрытых палатками. Из них на поверхность выводили вентиляционные трубы: чтобы дышать. Тяжело было нашим, привыкшим к умеренному влажному климату. Приходилось учиться жить в условиях пустыни и засухи. За полтора проведенных в чужой стране года Александру Александровичу помнятся только два небольших дождика. Зато песков было вдоволь. Бескрайних, как море. На них-то Египет богат.

Письма домой и из дома слались на один и тот же адрес: Москва, почтовый ящик 504. Здесь их переадресовывали куда надо. Поэтому родители знать не знали, где их сыновья. Матерей терзала тревога, в голову лезли разные тяжелые мысли. «Сынок, — писала Александру мама, — я знаю, что такие адреса только в тюрьмах бывают...» И сын, чтобы хоть как-то намекнуть родным о месте своей службы, в уголке письма нарисовал остров с тремя пальмами, приписав: «Напиши мне, мама, в Египет, как там Свислочь моя живет». «Да-а-а, мама, далеко наш Саша», — понял брат Коля.

Солдат египетских землянокЭкзотики в этой экзотической стране для советских воинов было мало — служба есть служба. Но, тем не менее, на древние фараоновские пирамиды они успели посмотреть, поразившись их невиданной грандиозностью и масштабом. Случилось и на верблюдах вокруг них проехаться, сфотографироваться около скульптуры Сфинкса в Гизе... Многое хранит память. (И сегодня Александр Александрович может сказать по-арабски «Продайте мне одну сигарету».) Но больше всего помнится солдату египетских землянок, как сильно домой хотелось. В ноябре 1972-го быстро всех переодели в гражданочку и доставили самолетом в Союз.

«На этом мои страдания кончились», — вздыхает Александр Александрович. Не обо всем ему хочется сегодня говорить. Мол, было да прошло. Рад, что жив остался, что женился, детей вырастил... А свои воспоминания о Египте и дембельский альбом он им оставит в наследство.

***

В 1979 году Египет подписал израильско-египетский мирный договор. Израильские войска были выведены из страны в 1982-м. В 1991 году Александр Александрович Василенко был приравнен к воинам-интернационалистам.

Наталья КОМАР.

Фото из семейного архива и Григория ШИРЯЕВА.

На снимках: сегодня: наша зима милее солнца Египта; на фоне пирамид; А. Василенко (справа): «Среди песков все мысли о траве у дома...».

Предыдущая статья

Служу Отечеству!