banner

Свислоччина на карте Беларуси: торговая сфера

15 Июня’20
2101
Свислочский район – край с богатой и многолетней историей, который постепенно развивается и уверенно смотрит в будущее. С каждым годом возрастает эффективность отраслевого хозяйства, успешно выполняются планы экономического и социального развития, идет постоянное обновление всех сфер жизнедеятельности общества. В новом проекте «Свислоччина на карте Беларуси» мы рассказываем о том, как развивался район в период становления белорусской государственности и чем живет Свислочь сегодня. В центре внимания этого выпуска – торговая сфера Свислоччины.



ПЕРВОЙ БЫЛА «ПРАЦА»

Если говорить о зарождении потребительской кооперации на Свислоччине, то нужно оглянуться почти на сто лет назад, а точнее, в 1929 год. Именно тогда в Свислочи был создан первый потребительский кооператив – «Праца». Известно даже имя его основателя – Матвей Астапчик. История торговли прерывается Великой Отечественной войной. Но как только отгремели над нашей землей освободительные залпы, Свислочский райпотребсоюз возобновил свою деятельность и с августа 1944 года начал писать свою новую историю. Именно 1944-й сегодняшние кооператоры Свислоччины считают годом своего рождения и в 2019-м торжественно отметили свое 75-летие.

Что представлял собой послевоенный молодой Свислочский райпотребсоюз? Тогда в его состав входило пять сельпо: Грицевичское, Добровольское, Незбодичское, Полонковское и Свислочское, а также райпромкомбинат с кожевенной, сапожной, бондарней, пилокостной, кузнечными мастерскими, смолзаводом и райзаготконтора. Конечно, начинали кооператоры свою деятельность в сложных условиях, но быстро и верно работали над тем, чтобы удовлетворить потребительский спрос населения. Заработали магазины, лавки, предприятия общественного питания, увеличились товарооборот, заготовки. Кстати, одним из первых после войны у нас был открыт магазин Незбодичского сельпо в д. Стоки-1 в доме некоего Мартина Куклы.

В постепенно расширяющемся круге обязанностей кооператоры двигались к развернутой советской торговле. А дальше, воплощая в жизнь основную экономическую задачу СССР – догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения, преодолевали высоту за высотой, брали все новые и новые планки в практикуемых тогда соцсоревнованиях. Именно в советское время потребкооперация развилась в многоотраслевое хозяйство, осуществляющее торговлю, общественное питание, заготовки и производство. Эта многофункциональность сохранилась по сегодняшний день.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Новые горизонты для работников торговли открыли годы государственности, когда потребкооперация начала свой новый этап развития в суверенной Республике Беларусь. Начало это было непростым, так как предстояло научиться жить в эпоху рыночных отношений. Постепенно преодолевая проблемы времени (дефицит товаров, вопросы сбыта заготавливаемой продукции, снижение покупательской способности населения и розничного товарооборота), потребкооперация перестраивала свою хозяйственную деятельность. Был взят курс на реформирование системы: райпотребобщества шли к расширению своей самостоятельности.

Переломным стал 1997 год, когда в системе начался прогресс: увеличился розничный товарооборот, выросли закупки сельхозпродукции и сырья, производство товаров.

Основными  направлениями  работы в начале нового столетия стали выполнение социальных стандартов; оснащение магазинов современным оборудованием; повышение культуры и эффективности работы, широкое внедрение перспективных форм торгового обслуживания населения, в частности продажа товаров в кредит, самообслуживание; продвижение товаров отечественных производителей; реализация заготовленной продукции путем переработки; обновление и расширение ассортимента, выпуск новых видов продукции. Положительное влияние на развитие торговли оказали увеличение реальных доходов населения, а также рост производства потребительских товаров. 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

Сегодня свислочские кооператоры работают как филиал Гродненского облпотребобщества. Это многоуровневая система, которая включает в себя торговлю, общественное питание, промышленность, заготовки и транспорт. Основной отраслью является торговля, ее удельный вес в общем объеме деятельности составляет более 70%. Торговое обслуживание осуществляют 23 торговых объекта (из них 13 – в сельской местности) плюс ларек «Горячий хлеб». Значительная роль в обслуживании сельских жителей, отдаленных от торговых точек, а также проживающих в малонаселенных пунктах, отводится передвижной торговой сети. Сегодня стабильное и качественное торговое обслуживание 128 населенных пунктов обеспечивают 6 автомагазинов. Особое внимание уделяется товароснабжению и внедрению прогрессивных методов продажи товаров. Стимулируя покупательский спрос и увеличение розничного товарооборота, филиал ввел в постоянную практику маркетинговые мероприятия по реализации товаров со скидками, внедрил новые прогрессивные формы торговли.

В последние годы существенно обновилась материально-техническая база отрасли. Большая работа по приведению объектов торговли в должное состояние проделана в 2017-м, когда Свислочь готовилась принимать областной фестиваль-ярмарку «Дожинки». Немало вложений сделано и в общественное питание. К слову, после ремонта городская столовая открылась для посетителей в новом статусе – кафе «Галактика». Все это дало положительную динамику оборота и обеспечило рентабельную работу.

Сегодня объекты общественного питания удивляют выбором услуг и блюд. Так, ресторан «Беловежский», кроме традиционного комплексного обеда, организации массовых мероприятий, разнообразия меню и рецептуры, предлагает клиентам «Еду на вынос» (профессиональную помощь шеф-поваров в подготовке домашних застолий), «Кофе с собой», «Пиццу на заказ», для гурманов мастера кулинарии приготовят и суши с роллами. 

По-прежнему одним из приоритетных направлений работы филиала остается промышленность. Без сбоев работают цехи хлебопечения и мясопереработки, добавляя в ассортимент магазинов продукцию собственного производства.

Активно занимаются кооператоры и заготовками. В перечне закупаемого – овощи, плоды и ягоды, зерно, продукция животноводства, вторичное сырье. 

Сегодня экономисты филиала, оценивая работу отрасли в разрезе последних лет, с удовлетворением отмечают положительную динамику. Вот, к примеру, как сработала торговля. В 2016 году темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 84,7%, в 2017-м – 95,7%, в 2018-м – 96,1%, в 2019-м – 97,6%, за 5 месяцев 2020-го – 100,6%. В плюсе филиал и по темпу роста заготовительного оборота. Если в 2015 году он составил 75,7%, то в 2016-м – 123,3%, в 2017-м – 106,6%, в 2018-м – 102,5%, в 2019-м – 106,3%, за 5 месяцев текущего года – 104,4% (в том числе от населения – 107,5%).

ВСЕ ПО БРЕНДБУКУ

На период с 2016-го по 2020 год Белкоопсоюз разработал концепцию развития кооперативной торговли, в соответствии с которой магазины по всей стране пережили масштабный ребрендинг. Его целью стало продвижение бренда «Родны кут». Влился в реализацию идеи и Свислочский филиал Гродненского облпотребобщества.

Руководствуясь брендбуком – сводом правил от Белкоопсоюза, свислочские кооператоры принялись за работу, преобразуя привычные сельмаги с торговлей из-за прилавка в современные мини-маркеты с системой полного самообслуживания, превращая свои торговые точки, говоря концептуальным слоганом, в «Территорию приятных покупок».

Практическое применение заложенных в брендбуке идей началось с агрогородков. За небольшие сроки просто до неузнаваемости преобразились продуктовые магазины в Хоневичах, Новом Дворе, Незбодичах и Доброволе. Вид торговых объектов изменен кардинально. Они стали более привлекательными и легко узнаваемыми, поскольку основное требование концепции – единообразие. Как в оформительском дизайне, так и в торговых технологиях. Все «работает» на бренд: цветовая палитра (фирменный стиль «Роднага кута» базируется на естественных оттенках зеленого цвета, который традиционно используется для отражения статуса экологичности товаров), вывески, внешний вид фасада, входная группа, интерьер торгового зала, оформление зоны расчета покупателей, навигация, реклама, брендирование оборудования и ценников, выкладка товаров и, конечно, внешний вид продавцов. Словом, все сделано по брендбуку. Сегодня в районе выглядят по-современному и работают по новым технологиям под брендом «Родны Кут» 9 торговых объектов. Каков эффект? Ребрендинг буквально вдохнул новую жизнь в сельскую торговлю. Планомерно совершенствуя свою торговую сеть, филиал повысил качество обслуживания покупателей, стал узнаваемым, удобным, а значит – конкурентоспособным.

ЗА РЕЗУЛЬТАТОМ – ЛЮДИ

За каждым результатом, безусловно, стоят люди. Из их профессионализма и беззаветного отношения к делу в конечном итоге и складывается линия роста отрасли. И Свислочский филиал Гродненского облпотребобщества – тому подтверждение.

Историю райпотребкооперации делали люди, которые, оказавшись в ней, оказались на своем месте и нашли здесь свое призвание. Их фотографиями увешаны стенды музея районной торговли. Всех не беремся перечислить. А вот орденоносцев, вписанных в историю райпо, стоит вспомнить: это Мария Шешель (награждена орденом «Знак Почета» и значком «Отличник советской потребительской кооперации»), Евгений Карнацевич (награжден орденом Трудовой Славы III степени, медалью «За трудовое отличие», значком «Отличник советской потребительской кооперации»), Валентина Лоскот (награждена орденом Трудового Красного Знамени, значком «Отличник советской потребительской кооперации»), Евгений Трофимик (награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, медалью «За трудовое отличие»), Ядвига Наливайко (награждена орденом «Знак Почета»).

Отдельно хочется сказать об Александре Сытом, который проработал в системе потребкооперации 32 года, в том числе в должности председателя правления Свислочского райпотребобщества – 15 лет.  Александр Михайлович за свой труд и высокие показатели имел ряд наград: значок «Отличник советской потребительской кооперации», орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», Почетную грамоту Верховного Совета БССР. А в 1980-м ему было присвоено звание «Заслуженный работник торговли и общественного питания БССР».

Костяк нынешнего коллектива – люди, пришедшие в райпо много лет назад. Сам руководитель – Светлана Ярмолик – трудится в торговой сфере района с 1987 года.

Она прошла профессиональный путь от экономиста планово-экономического отдела до руководителя. За плечами огромная товароведческая практика и десятилетний период руководства. С первого своего рабочего дня и до сегодняшнего Светлана Константиновна не перестает удивлять коллег своей неуемной энергией. Все знают ее как человека, болеющего за районную кооперацию, укрепление ее материально-технической базы, финансовую стабильность, за улучшение торгового обслуживание наших людей. В голове Светланы Константиновны всегда много мыслей и планов, которые хочется реализовать, над чем она и трудится каждый день. А помогает ей в этом верная выбранному делу команда кооператоров.

Среди них – заместитель Татьяна Пивоварова, ведущий бухгалтер Нина Арнайтис, ведущий технолог Галина Немец, ведущий технолог цеха хлебопечения Светлана Урбанович, старший повар ресторана Татьяна Кручковская, начальник отдела промышленности и заготовок Андрей Кревчик, экономисты, товароведы, ревизоры, кулинары, продавцы, водители и даже строители – всего почти две сотни человек.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В завершение хочется вернуться к концепции бренда «Родны кут», точнее, к одной его важной детали. Обращали ли вы внимание, что логотип бренда на вывеске написан обтекаемым наклонным шрифтом? Думаете, случайно? Ан-нет! Такое написание, по задумке маркетологов,  символизирует движение вперед. Целеустремленные и инициативные кооператоры вряд ли свернут с намеченного курса. Значит, потребительскому обществу быть и развиваться!

Подготовила Наталья ТУРКО

Читайте также:

Свислоччина на карте Беларуси
Свислоччина на карте Беларуси
Свислоччина на карте Беларуси: сельское хозяйство

Предыдущая статья

ОАО "Акр-Агро" приняло первых студотрядовцев. Фоторепортаж