banner

Аднавяскоўцы: Жаркаўшчына

01 Апреля’09
2228

На засланым прыгожай цыратай стале “прачнуўся” тэлефон:

— Дзень добры, сусед! Як тваё здароўе? Карэспандэнты з раёнкі ў цябе? Запытай, ці прыдуць да мяне. Прыдуць? Добра, буду чакаць.

“Вясковае радыё” працуе спраўна. Хутка пра наш візіт ведала ўся Жаркаўшчына. І, што самае прыемнае, у кожнай хаце нас сапраўды чакалі і ветліва сустракалі.

 

Повезло со старостой

Аднавяскоўцы: ЖаркаўшчынаПервым человеком, с которым мы встретились в Жарковщине, была бухгалтер Свислочского лесничества, а по совместительству староста деревни Наталья Евгеньевна Гурина. Мы быстро нашли общую тему: меня, как журналиста, интересовали проблемы сельчан, а она помогла мне во всем разобраться.

В самой деревне, когда-то многолюдной, шумной, веселой, остались жить шесть пенсионеров. А вот рядом, в урочище «Жарковщина», как называют его местные жители, обосновались семьи помоложе. Их объединяет не только работа в лесничестве, но и одна на всех радость, одно на всех горе. Так уж повелось в этой большой дружной семье – все делить поровну.

– Люди у нас очень хорошие, – говорит Наталья Евгеньевна. – За семнадцать лет, что я здесь живу, никто слова плохого не сказал, ни разу не отказал в помощи. Нас мало и, наверное, поэтому мы стараемся держаться друг за друга.

Не забывают в лесничестве о пенсионерах. Надо картофельные сотки посадить и обработать – пожалуйста, надо дрова выписать и привезти – тоже отказа не будет. Дважды в неделю в деревне бывает автолавка. Казалось бы, все ничего, но есть одна нерешенная проблема – дороги. Старики с трудом передвигаются по деревне, часто только с помощью велосипеда. А в такое межсезонье, как сейчас, и колеса, и ноги увязнут. Вот и получается, что дальше своего двора не выйти.

– Зато совсем другая картина у нас летом. Красота вокруг, туристов много. В прошлом году приезжали воспитанники Минской школы олимпийского резерва – очень понравилось, обещали еще наведаться, – дополняет Наталья Евгеньевна. – Зимой к нам чаще всего охотники приезжают: и белорусы, и иностранцы. Сейчас мы баню новую строим для гостей.

Наблюдая за этой женщиной, не перестаю восхищаться ее открытой очаровательной улыбкой и еще тем, с каким теплом она отзывается о своих односельчанах. По-доброму завидую – повезло им со старостой.

 

Спраўны Сяргеевіч

Аднавяскоўцы: ЖаркаўшчынаПра Мікалая Сяргеевіча Барэля мы шмат чаго даведаліся ад яго калег. Прасцей кажучы, адбылося завочнае знаёмства. Добры, шчыры, руплівы, заўсёды гатовы дапамагчы, спраўны, працавіты – такімі эпітэтамі “узнагародзілі” яго сябры. Так, менавіта сябры, бо толькі для сябра ты зробіш усё магчымае і немагчымае і нічога не папросіш узамен. Вось і Мікалай Сяргеевіч – электрык, цясляр і сталяр у адной асобе – абслугоўвае ўсю вёску. Ён, быццам, служба 101, заўсёды ў зоне доступу і ў неабходнай экіпіроўцы.

— Калі магу, чаму ж не дапамагчы, — разважае майстар на ўсе рукі. – Старому чалавеку шмат чаго не пад сілу. Халадзільнік сапсаваўся – мяне выклікаюць, дзесьці лямпачку трэба замяніць – таксама чакаюць, калі прыйду. А здаралася, што і дзеці чые са Свіслачы патэлефануюць: “Сяргеевіч, дапамажы бацькам, калі ласка”.

"Ці даўно вы ў лясніцтве?" — пытаюся ў суразмоўцы. А ў адказ чую: "Больш за трыццаць гадоў, з 1976-га". У той час “Хата паляўнічага”, або Свіслацкая дача, за тэхнічную спраўнасць якой зараз адказвае Барэль, належала Савету Міністраў. Амаль кожны год летам сюды прыязджалі жонкі вядомых дзяржаўных дзеячаў нарыхтоўваць грыбы, ягады. Былі Паліна Андрэеўна Машэрава, Ніна Фёдараўна Кісялёва. З 1990 года дача стала ўласнасцю Нацыянальнага парка “Белавежская пушча”.

Шмат чаго цікавага расказаў нам Мікалай Сяргеевіч. Пад час гаворкі высветлілася, што да Наталлі Яўгенаўны вясковым старастам быў ён. І зараз у яго гаспадарцы заўсёды парадак. Такі гэта чалавек.

 

"Мои сыновья — моя опора"

Аднавяскоўцы: ЖаркаўшчынаВ какой-то момент общения с жителями Жарковщины родилась новая версия происхождения названия деревни. Девчата здесь были жаркие, шутят сельчане. Познакомившись поближе с Ядвигой Казимировной Болбот, ловлю себя на мысли, что в каждой шутке есть доля истины. Если бы не палочка, опираясь на которую передвигается эта женщина, то по озорному блеску в глазах и искренней улыбке ей гораздо меньше лет. Искусный кулинар, веселая певунья и, вообще, оптимист по жизни — это все Ядвига Казимировна. Хотя и ей довелось на своем веку испытать немало.

Послевоенное босоногое детство было к тому же и голодным. В сезон собирали в лесу ягоды и сдавали за копейки в приемные пункты. За хлебом деревенская ребятня ходила в Волковыск. А если уж выпадал случай купить булочки, то их берегли для больших праздников, например, на Пасху. Главным блюдом на столе была печеная картошка.

— В нашей деревне работали магазин и клуб, где иногда показывали фильмы. Билет стоил двадцать копеек. У нас таких денег не было, поэтому мы нашли в дощатом полу дыру и прятались там, пока нас не выпроваживали, — вспоминает Ядвига Казимировна.

В восемнадцать лет молодая девушка уехала на Украину, чтобы заработать для семьи хоть немного денег. Там работала на элеваторе: грузила зерно.

С Василием Филипповичем, своим мужем, она познакомилась, когда он приехал в деревню в отпуск. Парень служил в Челябинске и свою вторую половинку тоже увез на чужбину на четыре года.

— Когда родился наш старший сын Анатолий, трудно жилось, поэтому мы решили отправить его на Свислоччину к бабушке. Вскоре переехали на родину и сами, — вспоминает Ядвига Казимировна. — Через год после Толика родился Слава. Отец очень гордился своими сыновьями, и сегодня они моя надежда и опора.

Василия Филипповича уже нет в живых. Но в память о нем остался добротный дом, построенный когда-то его руками, а в доме — кухонный буфет, тумбочка под телевизор и большая русская печь, в которой умелая хозяйка печет вкусные пироги, ожидая детей и внуков.

 

Молодость поможет, старость научит

Аднавяскоўцы: ЖаркаўшчынаПетр Васильевич, с детства любивший лес, и судьбу свою решил связать именно с ним. Тридцать шесть лет он отработал в Свислочском лесничестве. На счету лесника — семьдесят гектаров посаженного леса.

— Я до сих пор помню практически каждое дерево. Знакомыми тропами не раз ходил за грибами. Оглянешься кругом — гордость берет, все же и я к этой красоте причастен. Некогда молодые саженцы сегодня стали хорошим строительным лесом, — со знанием дела говорит Петр Васильевич. Ему семьдесят пять лет, он изучил все редкие травы и помнит время, когда охотился с Брежневым.

Рядом с мужем, ловя на лету каждое его слово и утвердительно кивая головой, дескать, правду говорит, сидит Данута Эдиславовна. Она проработала тридцать пять лет заведующей промышленным магазином в Доброволе. Сейчас тоже на заслуженном отдыхе. Данута Эдиславовна делится секретами приготовления пирогов: как сделать творожную массу пышнее, что добавить в мак, чтобы он получился сочным и вкусным. Всему этому она научилась у своей мамы.

Вспоминая былые времена, супруги Шпаковичи приходят к единому мнению: самая прекрасная пора — молодость. Скитались по чужим домам, питались чем придется, но хватило сил, чтобы все вынести, пережить все невзгоды, родить троих детей и поставить их на ноги.

— Дети у них исключительно хорошие, вежливые, воспитанные, — включается в разговор председатель Добровольского сельского Совета Татьяна Федоровна Ярошевич. — Впрочем, чему здесь удивляться, если примером им всегда служили любящие родители и бабушка. Один сын живет в Минске, второй сын и дочь — в Свислочи. У Петра Васильевича и Дануты Эдиславовны пять внуков.

 

О первой любви, долговечной

Аднавяскоўцы: ЖаркаўшчынаГоворят, если первую любовь удастся в сердце сохранить, она будет самой долговечной. Побывав у семейной пары Семенчуков, не сомневаюсь — те, кто так говорит, в чем-то правы. Андрей Викторович и Елена Николаевна дружат со школьной скамьи. Из состояния юношеской влюбленности, присущей многим старшеклассникам, они постепенно перешли к зрелым семейным отношениям. Но дух романтизма в их сердцах не угас. Они по-прежнему дарят друг другу подарки, вместе готовятся к праздникам, стараются как можно больше времени проводить в круемьи.

— Андрей умеет красиво ухаживать: цветы, сладости, комплименты, звонки. Своим вниманием и заботой он меня и подкупил, — признается жена.

— Для меня действительно было важно покорить Елену, — соглашается муж. — У нее хороший характер, она умная, спокойная, понимающая. В семейной жизни все эти качества немаловажны.

Андрей Викторович – лесник в третьем поколении. Еще будучи школьником, он часто ходил в лес с дедом и отцом и с интересом наблюдал за всем, что они делают. Сейчас он незаменимый человек на охоте, поскольку владеет всеми тонкостями организационного процесса. Кстати, дед и отец Елены Николаевны — тоже лесники. Она же выбрала профессию педагога и работает в Добровольской школе. Правда, пока ее главная работа — воспитание маленького сына.

Семье Семенчуков нравится жить в Жарковщине. Здесь красиво, тихо, спокойно. Хорошо оплачиваемая работа, просторный дом. Супруги уверены: жить вместе — тяжелый труд, и главное в нем — терпение и взаимоуважение.

Подготовила Ольга БУБЕНЧИК

Фото Григорий ШИРЯЕВ.

Предыдущая статья

Ты песня, ты казка, мой край, мая ласка!