banner

«Деревянные игрушки — трудное детство», –

16 Мая’11
1322

так любит подшучивать над увлечением сына Николай Владимирович Цырыбко из Тиховоли. Это отцовская гордость не помещается внутри.

 

«Деревянные игрушки — трудное детство», –Женя Цырыбко с раннего детства любил вертеться в папиной мастерской. Ведь там для мальчугана все было интересно: запах свежей древесины, кучи опилок и стружки, столярные инструменты и станки. Правда, к рабочему столу Николай Владимирович его не подпускал: маленький, мол, еще поранится. И оставалось Жене только смотреть во все глаза, как ловко управляются с древесиной папины руки, да мотать на ус (или, скорее, на легкий белый пушок под носом). Часами мальчик мог находиться в мастерской. Не уходил даже, когда начинал морить сон. Незаметно для себя Женя засыпал здесь под визжащие звуки станка. И грезилось мальчишке во сне, наверное, то время, когда он подрастет и папа доверит ему наконец-то заветные резцы и ножовки.

С каждым днем росло Женино желание попробовать поработать над незамысловатым кусочком дерева и сделать этакое нечто. Рос и сам Женя. И вот в девять лет мальчишка взял в руки инструмент.

— Первое, что я смастерил, был самолет, — рассказывает сегодня мальчишка, уже девятиклассник. — Помню, взял дощечку, вырезал из нее сначала носовую часть, кабину, потом корпус модели. Отдельно сделал крылья и шасси. Взял их на клей. Два дня вырезал. Некоторые части переделывал. Что-то не получалось, что-то ломалось, те же крылья...

Но желание и привычка доводить дело до конца были хорошими Жениными союзниками в первом опыте. Крылья ломались? Какая мелочь! Ведь у маленького мастера, сжимающего послушными пальцами резец, за спиной в тот момент вырастали другие крылья — от вдохновения и радости. Поэтому все было сделано до конца.

Тот самолетик — первое самостоятельное изделие сына — Николай Владимирович одобрил. И это стало для Жени настоящим стимулом для работы и бесспорной гарантией, что все получится. На следующее утро мальчишка засунул самолет в школьный портфель, чтобы показать его учителю трудового обучения Светлане Михайловне Шиманчук.

— Молодец! — похвалила та. — На уроках будем с тобой заниматься и резьбой по дереву.

«Деревянные игрушки — трудное детство», –И с сего дня мальчик, справляясь с программными заданиями по трудовому обучению, получал от Светланы Михайловны еще и задание индивидуальное — то, которое было ему по душе. Так что, считает Женя, своим умением работать с деревом он обязан двум наставникам — папе и любимой учительнице.

«Трудное детство — деревянные игрушки», — подшучивает, бывает, над сыном Николай Владимирович. А самого такая гордость за мальчугана распирает, что иногда и внутри не помещается. Сам он самоучка, освоивший столярное дело. Женин дедушка из Дедовки (есть такая деревня в Житковичском районе), Владимир Григорьевич, тоже мастер — что ему стоило в молодые годы дом построить?! И прадед Гриша с деревом работал. Словом, семейное у семьи Цырыбко это дело, родовое.

— Хочу, чтобы Женька меня обошел, — мечтает Николай Владимирович. — Чтобы лучше отца работал. Я самоучка, а он нацелен на нужное образование и специальность. Вот сдаст экзамены и поедем в Кобрин поступать. Там можно выбрать себе направление по душе: художник-оформитель, резчик по дереву, мастер-станочник...

— Женька у нас творческая натура, — говорит о сыне Ольга Гезовна. — И рисует хорошо, и по черчению у него десятка. А к дереву просто прирос. В основном модели различных машин вырезает: воздушную и наземную технику. Она его завораживает, другого слова нет. Ведь даже когда он садится за компьютер, то включает игру «Крылатые хищники», а в ней — та же авиация.

Различные самолеты («кукурузники», невидимки, бомбардировщики, военные разведчики), катюши, танки, «полуторки», зенитки — вот неполный список Жениного деревянного арсенала, почти тридцать единиц. И цифра эта растет, когда к мальчику приходит Муза. А приходит она после праздников 9 Мая, 23 февраля, 3 июля... «Посмотришь военный фильм, приглядишься к чему-то, появится вдохновение, идешь и делаешь», — говорит Женя. И особого чертежа здесь ему не нужно: он просто фотографирует технику глазами, что-то более детально может рассмотреть на картинках. А таковых у юного мастера — целая коллекция. На все вопросы ответит полная энциклопедия «Мировая авиация».

Сегодня Женины деревянные модели украшают выставки на районных мероприятиях, участвуют в детских конкурсах, проводимых отделами внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям, принося своему автору призовые места. А сам Женя продолжает вырезать. Помощников-инструментов теперь у него больше. Освоил токарный и сверлильный станки, все чаще заглядывает на отцовскую пилораму.

Пусть все задуманное у тебя получится, Женечка! Пусть не оставит тебя вдохновение, а усидчивости тебе не занимать (ведь это по твоему желанию не гаснет свет в папиной мастерской, когда стрелки часов перешагивают за полночь).

Наталья КОМАР.

Фото автора и Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Всегда рады гостям