banner
Генерал рельсов и шпал
09:47 08 Мая’20
605
Куделко2.jpg«И. Куделько, ветеран трех войн» – так подписывал свои статьи в отраслевой газете «Ленинградский метрополитен» Иван Куделько, генерал-директор III ранга пути и строительства (это одно из персональных званий высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта, введенное указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943 году). А писал он чаще на главную тему всей своей жизни – блокада Ленинграда. Дни начала блокады, прорыва блокадного кольца и полного освобождения города – 8 сентября 1941-го, 18 января 1943-го, 27 января 1944-го – стали памятными датами в его судьбе.

Имя Ивана Куделько, отдавшего 66 лет железнодорожной отрасли тогда еще Советского Союза, помнят архивы многих музеев. Среди них и Свислочский историко-краеведческий. В его выставочном зале можно увидеть портрет легендарного железнодорожника, а в фондах найти биографические данные о нем, а также давнюю переписку сотрудников музея с редакцией московской газеты «Гудок», Центральным военно-морским ордена Красной Звезды музеем г. Ленинграда, центральным архивом Министерства путей сообщения СССР, за которой стоит поиск сведений о земляке. Да-да, Иван Куделько, с именем которого связано строительство культовых железнодорожных магистралей Советского Союза, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, – выходец из наших краев.

Недавно у районного музея завязалась переписка с московской внучкой Ивана Михайловича, Ириной Куделько. «В этом году исполняется 125 лет со дня рождения моего деда, Ивана Куделько, уроженца села Дречаны, – пишет Ирина Борисовна. – Мой дед – генерал-строитель железных дорог, строил Турксиб, руководил и другими важными стройками СССР, в том числе и строительством Дороги Жизни для блокадного Ленинграда, а затем и Ленинградского метрополитена. Я знаю, что приблизительно в 1970-е годы он отвозил памятные для себя вещи, в частности, мундир генерала железнодорожных войск, в музей на свою родину. Я бы хотела добавить в ваши фонды несколько семейных реликвий, оставшихся от деда (ордена, некоторые фотографии и документы). Планирую приехать к вам…»

Живем в предвкушении этой встречи, которая, уверены, откроет новые любопытные факты из биографии нашего земляка и подарит нам интересный повод для еще одного разговора о нем. А говорить, поверьте, будет о чем. Ведь на век Ивана Михайловича пришлись и Первая мировая война, и революция, и гражданская война с белогвардейцами, и Великая Отечественная. 

Родился Иван Куделько в 1895 году в Дречанах в семье бедного крестьянина. С восьми лет батрачил. В 1913 году поступил на железную дорогу грузчиком, а потом – рабочим. Когда началась Первая мировая война, семья Ивана Михайловича эвакуировалась в глубь России. Остановились в Омске. Там Иван продолжал трудиться рабочим путей. А в конце 1916-го был призван в царскую армию. Воевал против кайзеровской Германии в 20-ом сибирском стрелковом полку. В 1918-ом вступил добровольцем в комсомольско-молодежный отряд Красной гвардии и в составе отряда Тюменского железнодорожного узла сражался с белогвардейцами. Имел ранение и контузию.

Куделко.jpgПосле войны Иван Куделько вернулся на железную дорогу. Сначала занимался восстановительными работами, и в 1923 году его как перспективного путейца направляют в Москву на рабфак. Спустя два года он продолжает учебу в Московском институте инженеров транспорта. После учебы молодой инженер в качестве прораба отправляется на строительство первенца первой пятилетки – железнодорожной магистрали Турксиб от Семипалатинска до Алма-Аты. Потом была крупная стройка второй пятилетки – двухпутная 1500-километровая магистраль Москва – Донбасс. Куделько здесь трудился главным инженером. С механизацией, вспоминал он, тогда было плохо, строительство магистрали было технически сложным. Основную роль на земляных работах играли украинские грабари. 

Настоящая техническая революция в строительстве железных дорог произошла в 1938 году. Тогда Иван Куделько впервые в Союзе применил путеукладчик, облегчив тем самым тяжелый ручной труд. За внедрение этого опыта Иван Михайлович в 1939 году был награжден орденом Ленина, а в начале 40-ых назначен начальником стройуправления № 75 Министерства путей сообщения по строительству оборонных укреплений Ленинграда. И тут новое задание – построить железную дорогу, которая объединила бы все радиальные ветки, идущие к городу на Неве. К началу Великой Отечественной войны работы были почти завершены.

22 июня 1941 года, вспоминал Куделько в автобиографии, ему позвонил секретарь Ленинградского обкома партии А. Жданов и сказал, чтобы он через 20 минут был в Смольном. Захватив секретные свертки железных дорог области, в указанное время Иван Михайлович был на месте, развернул ватман и ознакомил собравшихся военных с положением дел на строительстве дорог. С того дня все начало перестраиваться на военный лад. Было организовано шесть строительно-монтажных поездов по 800 человек, они были отданы в распоряжение Ленинградского фронта. Стройуправление № 75 сооружало вокруг города доты, противотанковые рвы. На счету железнодорожников и те самые 36-километровая стальная магистраль и мост через Неву, которые в 1943-ем, после прорыва блокадного кольца, соединили Ленинград с Большой землей.

«В сентябре 1941 года бои под Ленинградом достигли наивысшего накала, – писал Иван Куделько в январе 1984 года в статье для газеты «Ленинградский метрополитен». – Враг охватил северную часть Ладожского озера и перерезал все железнодорожные дороги, ведущие на север. Началась полная блокада с суши. Комитет обороны принял решение об организации снабжения Ленинграда и вывоза больных и раненых через единственную станцию – Ладожское озеро – по воде, на баржах, а зимой – по льду на автомашинах. Легендарная ледовая трасса, которая и спасла город от голодной смерти».

18 января 1943 года шестнадцатимесячная блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками. И железнодорожникам сразу же поступило указание в 20-дневный срок в полосе прорыва у южного берега Ладоги построить железную дорогу Шлиссельбург – Поляны для соединения Ленинграда со страной. Строили эту дорогу железнодорожные войска под командованием генерала Матишева и военизированные подразделения железнодорожников под руководством Куделько.

«Строительство дороги велось в освобожденной полосе в тяжелейших условиях, под бомбежками, при артобстрелах с Синявинских высот, где фашисты укрепились, – вспоминал те дни Иван Михайлович. – Освобожденная полоса у берега Ладоги была изрыта: сплошные воронки, глыбы мерзлой земли, сплетение проволочных заграждений. Мороз стоял в сорок градусов, дул сильный, холодный ладожский ветер. За время строительства дорога разрушалась бомбежками и артобстрелами 1200 раз, а мост через Неву – 10 раз. Несмотря на большие трудности, дорога была построена за 17 суток.

Строительство временного моста через Неву длиной 1300 метров велось коллективом Ленметростроя под руководством Зубкова. Балласта не было, шпалы подбивались снегом, были трудности с доставкой материалов верхнего строения. Первый поезд с Большой земли пришел 7 февраля 1943 года в Ленинград, на Финляндский вокзал. Строители – и по положению, и по требованию машинистов – обязаны ехать с первым поездом, и мы, Матишев и Куделько, приехали с этим поездом в Ленинград.

Поезд был встречен со знаменами и оркестром, ликование было большое, со слезами на глазах. С этого дня паек хлеба был увеличен до 500 граммов. Ожили заводы и фабрики, воинский гарнизон начал получать снаряжение и технику. Полностью блокада была снята в январе 1944 года после разгрома всей фашистской армии под Ленинградом. Строительство железной дороги по освобожденной полосе у Ладожского озера оказалось значительным вкладом в дело окончательного освобождения города Ленина от вражеской блокады, позволило спасти множество жизней защитников города, жителей Ленинграда, накопить силы для решающего удара по врагу».

Ветеран войны Иван Куделько и в послевоенное время оставался в строю, продолжая трудиться в Министерстве путей сообщения. С гордостью вспоминал он, как строил Ленинградский метрополитен: «В сложных геологических условиях руками метростроевцев возведены подземные станции и наземные вестибюли. Как и планировалось, строительство первой очереди метрополитена было завершено к 7 ноября 1955 года».

Наш земляк награжден многочисленными орденами, медалями и почетными знаками. Ценной наградой стало для него и то, что трудовой подвиг железнодорожников золотыми буквами вписан в мраморную стену монумента Победы в честь защитников Ленинграда.

Наталья ТУРКО

Предыдущая статья

К 75-летию Победы в Гродно будет организован бесплатный показ фильмов о Великой Отечественной войне