banner

Блокадной вечности страницы...

25 Января’23
270


18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду, подарив жителям Ленинграда надежду на спасение. «В боях упорных прорвана блокада, по пустырям Синявинских болот к истерзанным твердыням Ленинграда дорога обновленная идет». Это стало выстраданной радостью для тех, кто еще был жив, в ком теплились хоть какие-то физические силы. Кольцо блокады разомкнулось, что позволило за 17 дней в невероятно трудных условиях войны проложить 33-километровую железнодорожную ветку – «Дорогу Победы». В город начало поступать продовольствие. Так, рабочие стали получать 600–700 граммов хлеба в день, дети – 400. Еще год Ленинград был на осадном положении, но кольцо уже было разорвано. С тех страшных и героических лет минуло 80 лет.

Изматывающие страдания, невыносимые муки ленинградцев начались 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска перекрыли все пути к городу. Блокада длилась до 27 января 1944 года, став тяжелейшим испытанием для его жителей. Гитлер считал, что город надо полностью стереть, уничтожить, потому что он нес «большевицкую заразу». Невозможно представить, откуда брались у людей силы, чтобы жить и работать. Конечно, выжить в окруженном Ленинграде было непросто. Но как показала жизнь, что выживал не тот, кто был сильнее физически, а тот, у кого хватало сил не опуститься и остаться человеком. Да, это было не просто сложно, а неимоверно тяжело. Вот об этом и художественный фильм «Крик тишины», ставший нашей памятью, нашей болью, нашей историей. С точки зрения современного человека то выживание было за гранью человеческих сил и возможностей. Помимо голода, холода людей одолевали болезни – цинга, брюшной тиф. Люди превращались в ходячие трупы. И эта та часть жизни, которую блокадники никогда не забудут.

В Свислочи жила Лидия Андреева, коренная жительница Ленинграда, блокадница. Ее часто приглашали в Свислочскую детскую библиотеку, где она выступала перед маленькими читателями. Вот что рассказала библиотекарь отдела обслуживания и информации районной библиотеки Инна Янушкевич:
– Маленькая, хрупкая женщина, ухоженная, с аккуратной прической. Интеллигентная, добрая. Такой она запомнилась нам. Голос выразительный, сильный. Любила петь, читала стихи. Мы слушали, открыв рот. Воспоминания, набранные ее рукой на печатной машинке, хранятся в Свислочской районной библиотеке. 

Вот какие воспоминания оставила Лидия Андреева: «Для меня, 12-летней девочки, ставшей сиротою, Великая Отечественная война прошла как страшный сон, как незабываемый подвиг всего нашего народа и жителей города на Неве. Я родилась в Ленинграде, здесь росла и училась до войны. Город величественный и прекрасный. И люди жили в нем особенные, они гордились тем, что были причастны к его революционной истории, к трудовой славе. Мы проживали недалеко от Смольного, напротив дворца Урицкого. Семья из пяти человек.

Но вот началась война, и сразу оборвалось наше детство. Отец ушел на фронт и погиб. Мама оставалась с нами и старалась всех нас спасти. Даже свой малюсенький кусочек хлеба – 125 граммов – делила на нас троих.

Сначала мы не чувствовали голода, а все больше боялись бомбежек и артобстрелов. Но постепенно холод и голод стали самыми страшными спутниками нашей жизни. Мы уже привыкли и не обращали внимания, когда стреляли зенитки и падали «зажигалки» (зажигательные бомбы), сыпались осколки от снарядов. Нам очень хотелось есть. Первое время в магазинах были еще кое-какие продукты. Однако они быстро закончились. Началась блокада. В домах холод, нет электричества, город во мраке. Было за счастье, если могли где-то достать кофейную гущу, касторку, жмых, столярный клей. Долгих 900 дней держались ленинградцы, чьим мужеством восхищается сегодня весь мир.

В Ленинграде были Бадаевские склады, где имелся большой запас сахара и продуктов, но немцы каждый день бомбили город фугасными и зажигательными бомбами и подожгли эти склады. Все сгорело. Сколько может прожить человек без еды: месяц, другой, а тут 900 дней и ночей. Смерть стала косить людей. Вот идет человек по улице, а потом упадет и уже подняться у него нет сил. Город стал похож на огромное кладбище, где оставшиеся в живых жители не могли хоронить мертвых, так как у людей мутнело сознание от голода, развилась дистрофия.

18 февраля 1942 года умерла моя младшая 10-летняя сестра, а в конце февраля умер и 3-летний братик. В марте слегла мама и уже не смогла подняться, потому что всю свою скудную еду отдавала нам, детям. Она хотела спасти нас. В тот год стояли сильные морозы, город был без топлива и воды. Мы ходили за водой на Неву, а в печурке-буржуйке сожгли всю мебель и обувь, все, что могло гореть. Чтобы согреть маму, я, 12-летняя девочка, легла к ней в кровать, вместе так немного теплее. 22 марта мама умерла, и мне пришлось с трупом спать трое суток, у меня от голода отнялись ноги, я не могла встать, а труп был уже холодный. Но на мое счастье пришли женщины из Красного Креста. Они ходили по квартирам и собирали детей сирот, которые были еще живы. Меня унесли в детский приемник на Калашниковскую набережную. Там было 150 детей. Потом меня отправили на Лиговку, где учили заново ходить.

Когда наши войска через Синявинские болота прорвали кольцо блокады Мга-Волховстрой, наш детский дом, в том числе и Таню Савичеву, вывезли по Ладожскому озеру на баржах к железнодорожной станции Жихорево. Здесь посадили в вагоны и эвакуировали в Горьковскую область – станция Шатки, село Красный Бор. Под Тихвином на наш эшелон налетели немецкие штурмовики, но наши истребители их отогнали. Во время налета мы прятались под вагонами.

Жители Красного Бора плакали, глядя на нас, полуживых детей. Многие были без сознания, в том числе и Таня Савичева (14-летняя девочка умерла в 1944 году), которую сразу повезли в больницу в Шатковский район. У нас у всех была цинга и дистрофия. Жители села нашему детскому дому привезли много продуктов, чем очень помогли восстановить здоровье.

Большое спасибо всем людям, которые не оставили нас в беде, обогрели своей душевностью и лаской. Война – это страшное и несправедливое зло. Поэтому хочу сказать всем людям Земли: «Люди, берегите мир. Он был завоеван напряженным трудом и кровью наших отцов и дедов!»    

Сколько бы десятилетий не прошло, но память о том страшном времени, когда Ленинград находился в блокаде 900 дней, по-прежнему жива. Потому что мы – люди!

Валентина ХАМЧУК
Фото из открытых источников

Предыдущая статья

Учащиеся 4 «А» и 8 «Б» класса гимназии № 1 им. К. Калиновского г. Свислочи посетили Свислочскую хлебопекарню