banner

История улиц – история судеб

04 Июня’24
768

В каждом населенном пункте – городе, поселке, агрогородке – есть улицы, названные в честь знаменитых людей, оставивших свой след в истории… Особое место среди них занимают те улицы, которые гордо несут в своих названиях имена героев Великой Отечественной войны, красноармейцев, подпольщиков и партизан, которые в 1941-1945 годы героически приближали День Победы. Немало таких и у нас на Свислоччине. Массонова, Мельнова, Горбатова, Вороновича, Русака, Цаха, Полетаева, Доватора, Заслонова, Василенко, Урбановича… История улиц – история судеб. Давайте вспомним тех, чьим именам жить в веках.

Хозяин пущи

В Доброволе девять улиц и четыре переулка. Шесть из них носят имена героев Великой Отечественной войны, в том числе три названы в честь погибших в борьбе с фашизмом уроженцев деревни.


Доброволя – малая родина Николая Русака, участника партизанского движения. По сей день на доме № 39 в агрогородке «горит» красная звезда. «За отца!» – всегда с гордостью говорила Евгения Борель, родная дочь партизана, которая прожила здесь, на улице имени Н. Русака, всю свою жизнь.

Николай Русак родился в 1910 году. Был женат на Ольге, сестре известной на Свислоччине комсомолки-подпольщицы Паши Василенко. Рано овдовел. В 1939-м после воссоединения Западной Белоруссии с БССР ему предложили место участкового Свислочского райотдела УНКВД. Работал в Огородниках. Там во второй раз женился. Из оккупированной немцами деревни ушел в лес и начал партизанить.

«Война вспыхнула, позвали в райком: «Товарищ Русак, мы уходим, а вы остаетесь в районе, будет тяжело – переходите на нелегальное положение. Не нам вас учить». Думал поначалу вернуться в Доброволю, но меня там уже ждали, встречали даже. Немцы арестовали жену и вывезли в Германию. Наказывала дочку беречь», – рассказывал Николай Никитич товарищам по оружию.

Из местных активистов Николай Русак организовал партизанскую группу, которая соединилась с партизанским отрядом им. А. В. Суворова, затем – с партизанской бригадой «Советская Белоруссия». Участвовал в подрыве вражеских эшелонов, железнодорожных мостов, проводил антифашистскую пропагандистскую работу. С ноября 1943-го действовал в составе прибывшей из Москвы разведывательно-диверсионной группы НКГБ СССР «Стойкие», которую возглавлял майор Иван Поворознюк. Спецгруппа действовала в Волковысском и Свислочском районах. Главной ее задачей было пускать под откос вражеские эшелоны.

Не всем из «Стойких» довелось встретить победную весну 1945-го. А тот, кто встретил, посчитал своим долгом сохранить для потомков память о каждом товарище. Так, Константин Груздев, который бил оккупантов плечо к плечу с Русаком, отразил личные военные воспоминания в книге «Солдаты партизанского фронта», которая увидела свет в 1969 году. Николаю Русаку он посвятил в ней отдельную главу – «Хозяин пущи». Выходца из Доброволи и правда многие так называли. Николай Никитич ориентировался в здешних лесах как рыба в воде, и это делало его неуловимым. Как ни старались фашисты, никак не могли его схватить. Обещали за голову партизана десять тысяч марок, но предателей не нашлось.

Погиб «хозяин пущи» героически в бою 12 февраля 1944 года. Направляясь из д. Праздники к станции Андреевичи, группа дневала на хуторе Довнары. Там ее окружили каратели. Произошла схватка. Тяжело раненный, Николай Русак подорвал гранатой себя и подступивших врагов. Похоронен в братской могиле советских воинов и партизан в Порозово.

Легенда кавалерии


«Жизнь короткая, а слава долгая» – это было любимое выражение Льва Доватора. Как он был прав! В честь его, Героя Советского Союза, знаменитого кавалериста, легендарного защитника Москвы, названы улицы во многих населенных пунктах бывшего СССР, включая деревню Хотино в Витебской области, где он родился. Живет память о Доваторе и в пущанской Доброволе.

Казаки называли его любимым генералом и слагали о нем песни. Доватору было суждено воевать с немцами всего лишь пять месяцев. Но и за этот короткий срок он успел нанести противнику ощутимый урон. Доваторцы наводили ужас на фашистов, внезапно появляясь в их тылах. Они уничтожали склады с боеприпасами и запасами продовольствия, выводили попавших в окружение, раненых, создавали партизанские отряды. Кавалерия, которая казалась в войне танков и самолетов неким атавизмом, в бою не терялась. В листовках, расклеенных в оккупированных немцами подмосковных деревнях, за голову Доватора обещали крупную награду – 100 тысяч рейхсмарок. Представьте: чтобы отомстить этому неуловимому русскому, немцы полностью сожгли его родное Хотино.

Лев Доватор всегда мечтал связать свою жизнь с армией и в 21 год стал профессиональным военным. В 1936 году во время учебы в Военной академии имени Фрунзе полгода пробыл в Испании, где участвовал в гражданской войне на стороне республиканцев. Там приобрел опыт боевых действий в тылу противника в составе мобильных кавалерийских групп.

Начало Великой Отечественной Доватор встретил в военном госпитале в Москве. К тому времени кавалерист уже был в звании полковника и занимал должность начальника штаба в 36-й кавалерийской дивизии имени Сталина, которая дислоцировалась в Беларуси. Эта дивизия одной из первых приняла удар немцев. После четырех суток тяжелейших боев от формирования осталось всего несколько подразделений, фактически она перестала существовать как самостоятельное военное формирование и в сентябре была расформирована.

Выйдя из госпиталя, Лев Доватор попал в распоряжение командования Западного фронта и уже в июле был награжден за сопровождение «Катюш» к Орше, где они 14 июля вступили в свой первый бой. А через два дня кавалерист объединил разрозненные части и ударил по врагу, выбив того из только что захваченного населенного пункта.

Известен Доватор стал благодаря двум крупным операциям в тылу (он сам их спланировал и лично провел). В августе 1941 года полковник возглавил Отдельную кавалерийскую группу Западного фронта, которая 14 числа отправилась в тыл противника. Прорываться пришлось своими силами, без какой-либо поддержки. Тут и пригодился опыт партизанской войны, полученный в Испании. В результате почти трехнедельного рейда группе Доватора удалось уничтожить около 3000 немецких солдат и офицеров, 150 автомашин, 9 танков, 4 артиллерийских орудия, 6 минометов. Немцам на борьбу с группой пришлось отвлечь с фронта две дивизии, а за голову Доватора они объявили награду в 100 тысяч рейхсмарок.

После окончания операции Доватор получил звание генерал-майора, а также был награжден Орденом Ленина. Затем были тяжелые оборонительные бои за Москву. Во время боевых действий генерал-майор был несколько раз удостоен различных наград за мужество.


Из второго рейда по тылам противника Лев Доватор не вернулся. Это произошло 19 декабря в 1941-м в дни битвы за Москву, когда наши войска уже перешли от оборонительных сражений к контрнаступлению. Корпус Доватора был переброшен в район Кубинки. Он преодолел 150 километров по тылам немецких войск, преследуя их отступающие части. В тот день недалеко от деревни Палашкино, что в 12 километрах от Рузы, командир перед боем лично осматривал в бинокль местность. Казаки находились за его спиной, в метрах 700. Генерал отпустил коня и снял бурку, которая на фоне заснеженного поля и редких деревьев была хорошей мишенью. И только он встал в полный рост, как его тут же прошило пулеметной очередью. Льву Доватору было всего лишь 38. Вынести тело своего командира солдаты смогли лишь с наступлением темноты. 21 декабря 1941 года Доватор был удостоен звания Героя Советского Союза. Посмертно.

Бригада дяди Кости

В более чем 40 населенных пунктах Беларуси есть улицы, носящие имя Константина Заслонова. Одна из них – в Доброволе.


Будущий прославленный партизанский комбриг и Герой Советского Союза с детских лет привык рассчитывать на свои силы. Порой, чтобы свести концы с концами, он подрабатывал и пастухом, и помощником сапожника, но благодаря целеустремленности и тяге к знаниям преодолевал все трудности.

Родился Константин Заслонов в 1910 году в городе Осташков Калининской области. В 1930-м окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1939 года работал начальником паровозного депо Орша. Здесь его и застала война.

Орша была крупным железнодорожным узлом и с 23 июня 1941-го подвергалась бомбежке по несколько раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны были подготовлены и выданы под составы более 150 паровозов резервного парка.

В начале июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо. Покинул Оршу и сам. Однако оставаться в тылу он не хотел. Добравшись до Москвы, обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам. Группа во главе с Заслоновым в середине ноября 1941-го прибыла в Оршу и начала действовать подпольно.

Константин Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. Так как он был из семьи раскулаченных крестьян, то подозрений поначалу не вызвал – гитлеровцы решили, что такой человек биться за советскую власть не будет. Прошло несколько месяцев, прежде чем они поняли, как ошибались.

В самый разгар напряженных боев, когда враг через Оршу перебрасывал под Москву войска и боевую технику, подпольная группа Заслонова организовала на Оршанском железнодорожном узле массовые диверсии. Подпольщики добывали взрывчатку и изготавливали угольные мины. Основной удар наносился по паровозному парку. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Пока немцы отсиживались в бункерах, отряд Заслонова действовал. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине бомбежек, а какие нет. За три месяца заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой вражеской техники.

Регулярные диверсии заставили гитлеровцев усомниться в верности Заслонова. Сам он тоже хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Зимой 1942-го с группой подпольщиков он ушел из города и развернул партизанскую борьбу. Летом было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады «Дяди Кости». Партизаны под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов. Вскоре Центральный Комитет КП(б)Б принял решение возложить на Константина Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Легендарный комбриг погиб 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района. Получилось так, что фашисты узнали, что в этом селе находится штаб бригады, и взяли его в кольцо. Бой продолжался более четырех часов. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Но сам уйти не успел: был смертельно ранен. Поскольку даже за его мертвого немецкая администрация обещала большое вознаграждение, местные жители похоронили его тайно. Гитлеровцы так и не узнали о гибели Заслонова и продолжали на него охотиться. Константину Заслонову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Наталья ТУРКО

 


Предыдущая статья

Новый бренд в местном туризме