Есть люди умные, а есть глупые. И есть страны умные, а есть глупые. И сколько ни отрицай эти факты в угоду модной нынче политкорректности, фактами они быть не перестанут! И, кстати, умные страны вовсе не всегда бывают сильными. Например, фашистскую Германию никто не назвал бы слабой, а вот умной – увольте…
Конечно, бывает и прямая зависимость: умная страна одновременно еще и сильная. Такой стране, несомненно, повезло: может, с руководством, может, с народом, может, с природными ископаемыми, но определенно повезло. И пусть везет дальше. А вот что делать, если страна суперсильная, но, как ни крути, не очень умная?
Правильно, дорогой читатель, остается такой стране проявлять… хитрость! Конечно, хитрость – не лучшая замена мудрости, но все же. Ведь, обладая хитростью, можно пользоваться взаимозависимостью современного мира и позаимствовать… чужого ума. Вернее, даже не позаимствовать, а приобрести «на дурняка» подешевке.
Хитрость эта называется brain drain. По-английски – утечка мозгов, т.е. процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, ученые и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным и иным причинам. При оценке такого процесса с нейтральной точки зрения можно предположить, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб. И, напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Аналогичный процесс вывоза за границу финансового капитала называют «утечка капитала» и ему ставят всяческие, в том числе и законодательные препоны: как же, деньги утекают за границу! Нельзя также вывозить живых людей. А вот живые мозги – пожалуйста.
Термин «утечка мозгов» был впервые введен в оборот британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде ученых и инженеров во время и после Второй мировой войны. В настоящее время войны, вроде, нет, но явление это уже характерно для развивающихся стран, в частности, бывших европейских колоний в Африке, на Карибских островах. А также – увы, нам! – для бывших социалистических стран Восточной Европы.
Конечно, Беларусь – социальное государство, т.е. заботится об обществе. А, значит, заботится и о наших детях, о молодых умах как о будущем нашего общества. Но даже если у тебя дома все хорошо, стоит все же посмотреть, а что же творится в мире? Нет ли там, за границей, далекой или близкой, опасных тенденций, которым у нас нужно поставить надежный заслон? И даже если такой заслон уже имеется, не мешает его подтвердить снова. И снова! Особенно в сознании некоторых «доброхотов», очень любящих перенимать по поводу и без западный опыт…
Что ж, давайте посмотрим на этот опыт на примере соседней Польши. Только в первый год после вступления в Европейский союз около 100 тысяч поляков прибыли на работу в Великобританию, из них 40% – с высшим образованием. А ведь в Евросоюзе есть еще, как минимум, 10 стран, куда каждый год прибывают и прибывают все новые поляки. Насколько мы должны умножать 100 тысяч – на десять? А ведь еще и Соединенные Штаты. Где уже ходят анекдоты про польского сантехника, а скоро будут про польского инженера.
Мы, слава богу, не вступаем в Евросоюз, и такой непосредственной угрозы утечки молодых мозгов для нас пока не существует. Но уже есть угроза косвенная. Как вы думаете, почему при предоставлении шенгенской визы уже сейчас сделаны значительные поблажки для тех, кто едет учиться на Запад? Почему в ближайших к нам странах имеются вузы, некоторые отделения которых непосредственно ориентированы на работу со студентами из Беларуси? И почему некоторые европейские (и не очень) страны больше заинтересованы в белорусских студентах, чем в белорусских туристах? Похоже, на студентах они рассчитывают заработать больше, чем на туристах.
Нет, я ни в коем случае не против научного обмена. И не против обмена студентами. Но именно обмена, а не одностороннего вытягивания мозгов на Запад. А ведь понятно, что некий процент из «обмененных» студентов или из тех, кто выехал на «летние заработки», рискуют не вернуться домой. И сей риск кое-кто готов проплатить и даже организовать…
Нет, перенимать польский опыт, когда поляки теряют свою молодежь, зато приглашают к себе нашу, нам не с руки. Это уже не утечка, это какая-то перекачка мозгов. В общем, опыт опыту – рознь. И есть такие сферы, где Западу давно пора у нас поучиться. В частности, истинно доброму и заботливому отношению к собственным юношам и девушкам, получающим образование. Особенно высшее! И для нас это не просто свойство нашей души, для нас это еще и последовательная, осознанная государственная политика. Главное, чтобы такая политика стала заботой каждого гражданина…
Конечно, проблему простым «не пущать!» не решишь. А посему мы должны нашим детям дать не только само высшее образование, но и работу по специальности, и социальную поддержку. Не зря же мы – социальное государство. А это звучит не только гордо, но и умно. И мы можем сделать своего интеллектуала по-настоящему родным, но только тогда, когда Родина будет и ценить его по-настоящему. Ведь на Западе его уже ценят…
Вадим ЕЛФИМОВ.