Живут в нашем пущанском крае Медведь, Волк, Лис, Кулик, Синица, Соловей, Бусел, Дятел, Орел, Журавель, Шпак, Дрозд, Крот и даже Тур. Да, вы правы: последний на белом свете первобытный бык рухнул убитым на землю еще в начале ХVII века, почти четыреста лет назад. Но ведь не о диких животных сейчас речь, а о фамилиях, которые привязывают нас к прошлому, к предкам, к роду. Что несут они в себе, переходящие от родителя к детям? Над происхождением некоторых собственных имен стоит еще поразмыслить (этимология их запутана, неоднозначна и темна), а с теми, о которых поговорим сегодня, дело обстоит иначе.
В так называемых «звериных» и «птичьих» фамилиях все довольно прозрачно. Их носителей никак нельзя назвать людьми без рода, без племени. Уверена, племя было. И в одном из случаев наверняка это было племя охотников. Что всегда окружало наших предков? Дремучие леса, населенные самыми разными животными. Это и определило особенности местной жизни. Особенности закономерные — охотничье хозяйство. Нельзя было не воспользоваться природным изобилием. «Диких зверей больше, чем во всем христианском мире, — писал ректор краковской академии М. Меховит после посещения белорусских просторов в начале ХVI века. — Рощи, пустоши и леса в этой стране огромны: они тянутся иногда на десять, пятнадцать и даже на двадцать пять миль. По окраинам пустошей и лесов встречаются деревни и жители. Так как леса там большие, то во множестве попадаются и ловятся крупные звери: буйволы и лесные быки, которых они на своем языке называют турами или зубрами; дикие ослы и лесные кони, олени, лани, газели, козы, медведи, кабаны, куницы, белки и другие породы зверей». Охота, в конечном счете, и сделала человека человеком. Именно как охотник со своим оружием, я уверена, человек или, вернее, человекообразное существо начинало свой выход на человеческую орбиту. Правда, это происходило многим ранее, в то время, когда наши предки еще охотились на мамонтов и шерстистых носорогов. То есть на протяжении целых исторических эпох человек неизменно жил в природе и за счет природы. Да и сегодня, когда понятия «природа» и «цивилизация» стали почти антонимами, мужская половина человечества не отрицает заложенный в нее инстинкт охотника и добытчика. Впрочем, вернемся к делам давно минувших дней.
В те далекие времена человек не мог объяснить самому себе сути даже самых простых природных явлений. Почему день сменяется ночью? Почему луна то округляется, подобно глазу мамонта, то становится узенькой и согнутой, как заячье ребро? Почему небо режет молния и ветер выворачивает с корнями могучие деревья? На многие-многие вопросы не было ответов, что порождало в человеке чувство страха перед неизвестным. Люди старались оградить себя от необъяснимой опасности. Но что могли они, слабые и неразумные? Пожалуй, поверить в сверхъестественную силу духов и добиваться их благосклонности. Так родились первые верования и культы. В частности, магическая сила предписывалась тому или иному животному, которого считали родоначальником племени, которому поклонялись, в покровительство и защиту которого верили. Такой предмет религиозного культа мы называем сегодня тотемом, что означает «хозяин». Так вот задумаемся: если родоначальником некоего племени некогда был назван тур, то почему бы не считать ныне живущих людей с такой фамилией потомками рода, почитающего тура? То же самое и с Медведями, Волками, Лисами и Зайцами...
Имя могло «прирасти» к человеку и в качестве меткой характеристики его поведения, физических или духовных качеств (как у американского писателя Фенимора Купера: Соколиный Глаз, Чингачгук — Великий Змей). Человека с чистым, красивым, высоким голосом, обладающего искусством пения, люди могли «окрестить» Соловьем. А болтливый вполне мог снискать славу Сороки. Угрюмый и недружелюбный? Чем не Волк?! Сродни ему и Бирюк. Помните тургеневского нелюдимого героя, живущего подобно волку-одиночке? Медведь — неуклюжий и неповоротливый, с одной стороны, а с другой — сильный человек. Опытный мог, мне кажется, получить кличку Воробей. Ведь какое выражение, подчеркивающее житейский опыт, нам досталось в наследство? Стреляный или старый воробей. А Русаки откуда пошли? Стоит ли связывать их корни с серым зайцем? Или за этой фамилией кроется название человека с чертами русского народного характера?
Как бы там ни было, лес во многом определил уклад жизни нашего человека, его мировоззрение и где-то историю его рода.
Наталья ТУРКО.