Минуло семь десятилетий со дня окончания Великой Отечественной войны, когда красное знамя гордо взвилось над поверженным рейхстагом. Подвиг наших земляков в жестокой битве с фашизмом навсегда останется одной из самых ярких и волнующих страниц в истории района. Защищая свободу и независимость родного края, они проявляли мужество, стойкость и отвагу. Каждый день на фронте казался вечностью, и каждая минута могла стать последней.
Накануне 71-й годовщины освобождения Свислоччины от немецко-фашистских захватчиков мы встретились с ветераном Великой Отечественной войны Антоном Антоновичем Тарасевичем.
В июле седому ветерану исполнилось 93 года. Родился он в многодетной крестьянской семье в д. Дашковичи. С детства полюбил труд на земле. Приходилось с утра до ночи работать в поле, помогать родителям по хозяйству. До войны успел закончить четыре класса польской школы в д. Хорошевичи.
Когда в мирную жизнь ворвалась война, парню исполнилось девятнадцать лет. В память навсегда врезались первые дни оккупации в начале июля 1941-го. В Дашковичах появились конные немцы, вскоре деревня была полностью оккупирована. Оккупанты расселились по деревне, грабили дома, забирали у сельчан продукты.
Молодежь угоняли в Германию. Группы формировали и в Дашковичах. В 1942-м в такую колонну попал и Антон. В Белостоке планировалась пересадка на другой поезд. Парень сумел убежать. Однако через некоторое время он попал в число наемных рабочих на Белостокскую фабрику под немецким управлением. Фабрика выпускала детские игрушки, затем – ботинки на деревянной подошве. Рабочие голодали. Скудный паек состоял из 300 граммов хлеба и миски похлебки. После 14 месяцев изнуряющего труда Антону удалось бежать. Вернулся домой.
В июле 1944 года пришло долгожданное освобождение. Немцы спешно отступали, сжигая на своем пути дома, складские помещения, убивая мирное население. Выгорела половина деревни.
29 июля Антона вместе с другими молодыми ребятами из родного села и окрестных деревень мобилизовали в армию. Вначале их определили служить в запасной стрелковый полк в Вологде. Новобранцы прошли месячный курс обучения военному делу, после чего их отправили в Архангельский военный округ, а затем перебросили в Жабинку, в состав 371-го Брестского стрелкового полка. Первое место назначения – Пруссия. Добирались пешком. Путь был нелегким, солдаты шли без передышки, преодолевая в день по 40 км. Когда полк перешел прусско-литовскую границу, солдаты получили приказ рыть окопы, траншеи: рядом гремели бои, действовал 3-й Белорусский фронт под командованием Маршала Советского Союза А. М. Василевского. 371-й Брестский стрелковый полк принимал участие в Восточно-Прусской наступательной операции, советские солдаты быстрыми темпами продвигались на запад.
– Я был пулеметчиком. Первое осколочное ранение в голову получил в декабре 1944-го во время охраны нашего стрелкового корпуса, – рассказывает Антон Антонович. – Лечение проходил в госпитале в г. Волковышки. Во время реабилитации помогал ухаживать за тяжелоранеными бойцами, трудился на кухне в госпитале, стоял на посту. В феврале 1945-го был направлен в запасной полк, дислоцировавшийся в германском городе Бартенштайн. А вскоре снова оказался в составе родного 371-го полка.
Однажды бойцы получили приказ занять железнодорожную станцию в небольшом поселке. Под перекрестным огнем отряд пробрался к заброшенному сараю. В темноте Антон рассмотрел через окно, затянутое мешковиной, медленно двигавшийся железнодорожный состав. Немцы передвигались вдоль вагонов, стремясь занять оборонительную позицию. Солдат нащупал карабин, прицелился и начал стрелять. Уложил троих. Его внимание привлек стоявший неподалеку от сарая пулемет. Стал планировать, как к нему пробраться. Обернулся, а товарищей нет. Решил уходить. Выбрался из сарая и увидел, что бойцы спрятались за убитыми лошадьми, а немцы – в траншее напротив. Завязалась перестрелка. Наконец фашисты выбросили белый флаг. Но в этот момент один из красноармейцев выстрелил, и бой продолжился. В том бою Антон Антонович получил тяжелое сквозное ранение в коленный сустав. Был срочно госпитализирован в Каунас.
– В госпитале пролежал четыре долгих месяца, – продолжает рассказ ветеран. – Помню, как 8 мая по радио объявили о капитуляции фашистской Германии, а на следующий день к нам в палату стремительно вошел начальник госпиталя: «Ребята! Войне конец! Победа!» Как мы радовались, плакали, обнимали друг друга!
Война закончилась, но тяжелораненые люди продолжали умирать. Ветеран часто вспоминает своего товарища, участника битвы под Сталинградом, попавшего в плен и выжившего в лагере смерти. Сердце солдата остановилось через три дня после Победы…
В конце июля на костылях Антон Антонович вернулся домой. Это было настоящее счастье снова оказаться на родной земле, в кругу родных и близких людей.
Постепенно налаживалась мирная жизнь. Антон Антонович своими руками построил просторный дом, женился на односельчанке. Вначале работал колхозным почтальоном, затем в сельмаге, в мебельной артели. Вырастили и воспитали четверых детей. Минул 14-й год, как умерла жена, но он не чувствует себя одиноким. Ведь рядом любящие и заботливые родные.
За мужество и отвагу, проявленные в боях, Антон Антонович награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», имеет множество юбилейных наград.
– Хочу поблагодарить за то, что мы, ветераны, не забыты нашим правительством, нашим народом, окружены вниманием и заботой, – подвел итог нашей беседе Антон Антонович. – Пусть День Победы вечно живет в памяти всех послевоенных поколений, как жив он в наших сердцах, в сердцах фронтовиков, оставшихся в живых.
Екатерина ДУДКО.