banner

Права потребителей коммунальных услуг

24 Декабря’08
2338

Права потребителей коммунальных услуг«Защита прав потребителей» — такая тема была обозначена для проведения «прямой линии» с и. о. заведующего юридической консультацией Максимом Леонидовичем Голубовичем. Честно говоря, рассчитывали на множество вопросов. Отрадно то, что жители района, как потребители, знают свои права, а значит, могут их отстоять. «Прямая линия» показала, что наши читатели осведомлены и о новом законе о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Вопросы, касающиеся его, стали превалирующими.


— Знаю, что принят новый закон, направленный на защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Что нового по сравнению с законом о защите прав потребителей он содержит?

Виктор, г. п. Порозово.

— Да, действительно, в конце января 2009 года начнет действовать Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-3 «О защите потребителей жилищно-коммунальных услуг». Новый закон упорядочивает правовую основу отношений, складывающихся между исполнителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг, определяет их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления услуг, условия определения и изменения размера платы за их оказание при невыполнении или некачественном выполнении услуги. В новом законе впервые на республиканском уровне урегулированы вопросы качества услуг, и теперь у жильцов появилась надежная защита при предъявлении претензий к работникам коммунальных служб.

— «Привязан» ли как-нибудь размер платы за коммунальные платежи к заработной плате человека?

И. И. Новосад, г. Свислочь.

— Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения» предусмотрено, что доля собственных расходов граждан на плату за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги и отчислений на капитальный ремонт в совокупном доходе семьи, проживающей в городе и поселке городского типа, не может превышать 20 % совокупного дохода, а в сельском населенном пункте норматив обслуживания установлен на уровне 15 % совокупного дохода семьи. В случае превышения данных нормативов законодательством предусмотрена государственная поддержка граждан в виде выплаты безналичных жилищных субсидий.

— В квартире, где я проживаю, батареи чуть теплые даже зимой, могу ли я самостоятельно отказаться от оплаты за отопление либо частично ее уменьшить?

Наталья Ивановна, г. Свислочь.

— Нет. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 года № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» независимо от возможных претензий к объему и качеству оказываемых коммунальных услуг гражданин обязан производить платежи в срок, иначе будет взиматься пеня в размере 0,3 % за каждый день просрочки. При этом законом о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг гражданину предоставлено право возмещения убытков, вреда, в том числе морального, причиненных исполнителем жилищно-коммунальных услуг его жизни, здоровью и имуществу вследствие неоказания этих услуг или некачественного оказания. Поэтому сначала нужно документально зафиксировать факт некачественного оказания вам коммунальной услуги и только затем требовать возмещения понесенных убытков.

— Почему в г. Свислочь для получения доступа к беспарольному Интернету требуется подключение номера домашнего телефона на узле электросвязи? И за это взимается ежемесячная абонентская плата. Ни в Бресте, ни в Минске, ни в Гродно нет такой платы.

А. Койпиш, г. Гродно.

— Этот вопрос лучше адресовать непосредственно оператору узла связи. Но, пользуясь случаем, хочу разъяснить порядок. В соответствии с правилами оказания услуг электросвязи, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 года № 1055, абонент или пользователь услугами электросвязи имеет право доступа к информации о тарифах, видах услуг электросвязи, сроках их оказания, режиму работы операторов электросвязи, а также к иной информации, необходимой для пользования услугами электросвязи (п. 166). При этом оператор обязан по требованию абонента и (или) пользователя услугами электросвязи предоставить ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг (п. 6). Поэтому советую вам адресовать письменное обращение оператору электросвязи с просьбой разъяснения системы установленных тарифов. В случае, если ответ вас не удовлетворит, вы вправе обжаловать действия оператора местного узла электросвязи.

"Прямую линию" подготовила Марина ЯНЮК.

Предыдущая статья

За полшага до беды