banner

Какие тайны Скиделя знает молодой краевед Евгений Мацута

03 Февраля’22
1111
Какие тайны Скиделя знает молодой краевед Евгений Мацута

Интересоваться историей молодой человек стал рано, в классе четвертом.

Когда в Скиделе появился первый католический храм, где зарыто «золото Наполеона» и что связывает повесть Янки Брыля с этой местностью? Ответы на все эти вопросы знает молодой историк, уроженец города-спутника Евгений Мацута, рассказывает rgazeta.by.

Женя учится в Купаловском университете и увлекается прошлым родного города. Причем настолько серьезно, что даже пишет книгу о Скиделе: с момента создания населенного пункта до наших дней.

000000 9999999999999.jpg

– Мне всегда было интересно, кто ходил по тем дорогам, по которым ступаю сейчас я, кто жил здесь, где я вырос, где живет моя семья, что тут находилось, когда это появилось, в честь чего было установлено. Я хочу сохранить духовные ценности, нашу историю. Ведь человек не вечен, а память остается на века, – делится Евгений Мацута.

Интересоваться историей молодой человек стал рано, в классе четвертом. Но особую любовь к познанию прошлого ему привила педагог Скидельской второй школы Елена Ковальчук. Евгений изучил сотни книг, исследует документы в архивах и общается с коренными жителями города-спутника. Так, шаг за шагом, он собирает историю Скиделя воедино. Кстати, парень утверждает, что дата, которая официально считается основанием города – 1 508 год – не совсем точная. Оказывается, населенный пункт в хрониках упоминался гораздо раньше – еще в 1466 году. Возникают споры и насчет происхождения названия города. Мол, и Екатерина II тут проезжала, и торговые склады находились, какие только версии не попадались Евгению.

 – На мой взгляд, самой научной и исторически верной точкой зрения является то, что Скидель происходит от балтийского слова «скидэлис» – щит. Я считаю, что населенный пункт изначально возник именно как застава на пути к королевскому городу Гродно. Вообще, местечки делились на три типа: великокняжеские, церковные и частновладельческие. Скидель  был великокняжеским местечком и подчинялся великому князю, а конкретнее – его наместнику, которого ставили здесь, – увлеченно рассказывает молодой краевед.

Практически на каждый вопрос у него есть краткая энциклопедическая сводка с точными датами и фамилиями. Взять хотя бы костел Вознесения Пресвятой Девы Марии напротив старого парка в Скиделе. Это первый католический костел в городе. Возвели его к 1870 году, и строился он как фамильная усыпальница Четвертинских.

 – Однако службы в нем также проводились. Костел небольшой, посещала его, в основном, знать. А простой люд был на ступенях или в предкостельном помещении. В подвале под самим костелом ранее хранились останки Четвертинских, но после прихода советской власти ихперенесли на Скидельское кладбище. Во всяком случае есть такое мнение, а в самом подвале разместили пороховой склад, – объясняет Евгений.

Свою же основную функцию костел продолжил выполнять лишь в 1991 году. И сегодня по воскресеньям здесь всё так же проводятся службы. А про имение Четвертинских напоминает лишь арка у старого парка, которая сохранилась в отличном состоянии.

И еще небольшая подборка интересных сведений от Евгения Мацуты. В начале XIX века Скидель посещал известный публицист Теодор Нарбут, в свое время здесь также бывали войска Наполеона и по легенде даже где-то зарыто французское золото. Трагедия, что произошла в годы Великой Отечественной войны в деревне Партизанской близ Скиделя (ее немцы сожгли вместе с жителями) легла в основу сюжета рассказа белорусского писателя Янки Брыля «Memento mori».

Больше любопытных фактов от Евгения Мацуты найдете в новом выпуске газеты «Перспектива».

rgazeta.by

Предыдущая статья

Belarus bans merchandise transit by rail from Lithuania