banner

Две тысячи миров

22 Января’12
1837

Две тысячи миров

Прикрыв за собой калитку, я зашагала по заснеженному переулку Горького. В сумочке лежала книга, любезно предложенная для прочтения хозяйкой дома Александрой Ивановной Балабанович, — роман английской писательницы Дафны Дюморье «Ребекка», выдержавший в свое время, как заметила свислочский книголюб, более тридцати изданий. «Повествование удержит вас в напряжении до последней страницы», — заверяла Александра Ивановна, беря книгу с полки. И я не отказалась...
Время с Александрой Ивановной пролетело незаметно. Каких-то два часа разговора о литературе! Если бы пришлось каждой книге из ее домашней библиотеки уделить хотя бы одну минуту, то проговорили бы более тридцати трех часов, ведь книг в доме около двух тысяч. А что? Заманчиво. И если книга — это целый мир, то таким образом мы бы заглянули (пусть даже через узенькую щелочку) в две тысячи миров.
Книги для Александры Ивановны были первостепенной страстью с детства. «Это мое послевоенное хобби», — говорит она. Хотя, признается, с книгами тогда было туго. В деревне Голынка Зельвенского района, ее малой родине, существовала изба-читальня. Вот там-то и любила коротать время юный книгочей. Правда, вспоминает Александра Ивановна, литературы там было не так уж и много: сегодня у нее дома библиотека побогаче. Электричеством, привычным для нас сегодня, та изба тоже была обделена. Зимними долгими вечерами печка топится, дрова горят, сидишь и при скудном освещении от пламени читаешь. И читать так хочется!
Можно было книгу и домой взять. «Выбирай!» — говорит девочке библиотекарь. А выбрать-то и не из чего, все читано-перечитано: «Вот эту». Жаль, больше одной взять нельзя. А книги худенькие. Пока домой дойдешь — прочитаешь. «Потом мне и по три сразу давали, увидев мою жажду чтения», — улыбается Александра Ивановна. А чтобы прочитать «Воскресенье» Толстого, ходила за восемь километров. Ноги в такую даль несли легко, ведь там ждала заветная книга.
Помнится Александре Ивановне, привезли в сельскую библиотеку «Графа Монте Кристо». Так она, будучи восьмиклассницей, этот роман за ночь и одолела. Как же… Начнет читать — не оторвется, пока до последней страницы не дойдет.
Но не стоит наивно полагать, что в послевоенные годы у девочки было лишь одно занятие — книги. Нужно было работать. На колхозные поля Александра Ивановна ходила уже с двенадцати лет.
— Выйдут женщины на прополку свеклы, и я с ними, — вспоминает. — Станем на ряды человек сорок друг подле дружки, и я начинаю рассказывать. Вот хотя бы «Сестру Кэрри» Драйзера. Тихонько все инструментом работают, чтобы меня слышать. Идем на обед — все девчата возле меня. Опять рассказываю. То про любовь, то про приключения.
Приехав в Свислочь, Александра Ивановна книгам не изменила. Перечитала всю партийную библиотеку, что при райкоме была. В книжный магазин частенько заглядывала. Хорошую же книгу достать было трудно. Но для устремленного, влюбленного в художественное слово человека не существовало преград. Скажем, поедет Александра Ивановна в командировку, так первым делом отправляется в книжную лавку. Тогда за книгу приходилось рубль-два отдать, а позднее и все четыре-пять. Это было дорого.
Зато сегодня ее домашняя библиотека может удовлетворить, наверное, любого читателя, потому что в ней — книги на любой вкус и цвет. Александра Ивановна старалась покупать целые издания и серии. «Библиотека мировой литературы для детей»: здесь вам и Линдгрен, и Родари, и Рыбаков… «Мир приключений»: Дюма, Коллинз… Кстати, из Александра Дюма на полке 24 тома. «Любовный исторический роман»… А вот целая популярная некогда серия об Анжелике… «Библиотека зарубежной и отечественной литературы». 12-томник Толстого, 8-томник Шолохова, 13 томов художественного наследия Жорж Санд, 9-томник Роллана… Пушкин, Лермонтов, а вот и Есенин.
— Я вообще поэзию люблю, — говорит Александра Ивановна, — а Сергея Есенина особенно. Когда-то половину его стихов знала наизусть.
С момента перестройки на полках книголюба появились дозволенные произведения Набокова и Солженицына.
— А из белорусской литературы у вас что-нибудь имеется? — спрашиваю.
— А как же?! — и блестяще ориентируясь в книжных кулуарах, хозяйка ведет меня к полкам, где свое место нашли произведения Шамякина, Адамовича, Быкова…
— И вы все эти книги прочитали? — нарочито делаю недоверчивый тон.
— Прочитала-перечитала, — с легкой искренностью отвечает Александра Ивановна. — И в данный момент перечитываю.
— Что же?
— Стыдно сказать, — философски улыбается она, — «Марианну» Жюльетты Бенцони.
— А библиотеку свою по-прежнему пополняете?
— Нет. Хотя новинки читаю. Ими меня невестка снабжает. Вот в прошлом году она приобрела тридцать книг из серии «Великие художники» Я все перечитала. Какое это удовольствие!

Наталья ТУРКО.
Фото автора.

Предыдущая статья

В копилке – четыре диплома