banner
Ольга Ботвич
Редактор общественно-политической жизни
Белорусское кино на экране
08:15 15 Декабря’20
На просторах интернета, где часто бывает каждый из нас с мыслями посмотреть что-то интересное и необычное, мне попался белорусский художественный фильм «Белые росы. Возвращение» – продолжение трагикомедии «Белые росы» (1983) с некоторыми чертами ремейка. Картина снята в 2014 году режиссером Александрой Бутор.
Андрей Ходас возвращается из города в родные места. Двое бизнесменов намерены выкупить живописный уголок для нового строительства и пытаются выселить Андрея и других немногочисленных обитателей деревни. Спасая свой родной уголок, Андрей помогает решить проблемы, казавшиеся неразрешимыми.

В фильме практически нет актеров, снимавшихся в первой части, исключение составляют Ирина Ковриго-Егорова, Владимир Грицевский и Николай Караченцов. Этот фильм вызвал у меня интерес к белорусскому кино в целом, захотелось понять, как оно развивается и чем «дышит» сегодня – накануне Дня белорусского кино.

Чем же известно белорусское кино? Когда говорят об отечественном кинематографе, прежде всего вспоминают фильмы про войну или детское кино. И в этом, на мой взгляд, есть немалая доля истины. Действительно, почти три четверти снятых кинокартин – это изложение моментов Великой Отечественной войны, революционной борьбы, а также детских сказок и историй наподобие лент Леонида Нечаева «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и т. д. Остальная малая часть – это «производственные драмы» и редкие комедии. Хочется отметить, что именно это направление и вызывает хорошие впечатления и большую популярность не только в Беларуси.

Если в 90-е годы снимались разные по драматургии и составу фильмы, то, начиная с 2000 года, с момента выхода «В августе 44-го…», который был снят совместно с Россией и стал популярным, стало ясно, что наибольший успех приносят именно военные фильмы, которыми киностудия «Беларусьфильм» всегда и славилась. Впрочем, для «жизненных» картин также осталось место. Так, в 2013 году совместно с Россией была снята комедия, мелодрама «Вот это любовь!», которая понравилась мне своим сюжетом.
Несмотря на участие в кинофестивалях и получение наград, белорусское кино заняло устойчивое место на распутье. Оно не вызывает большого интереса у зрителя. При этом снимать голливудские блокбастеры по комиксам режиссерам, честно говоря, не по карману. Можно сказать, что белорусское кино нуждается в срочной перезагрузке. Это отход от военной тематики для того, чтобы развиваться дальше.

У нас, к сожалению, по-прежнему мало выпускается современного детского кино, экранизаций сказок и детской фантастики. Если рассуждать с позиции зрителя, хотелось бы видеть и отечественные сериалы. Нам не хватает именно своего, а не снятого совместно с российскими авторами.

В поиске информации о нашем отечественном кино я натолкнулась на мнение эксперта Лизаветы Бобриковой, координатора индустриальной платформы ММКФ «Лістапад». Почему белорусское кино не смотрят в мире? Белорусским кинематографистам катастрофически не хватает знания, понимания и уж тем более опыта относительно способов и механизмов продвижения кино в мире. Не налажены необходимые связи с европейской киносемьей, а значит, упускаются многие возможности.

А в завершение – о приятном. Новинка этого года «Уроки фарси» вызвала хорошие впечатления у зрителя. Фильм – международный проект трех стран: России, Германии и Беларуси. База для актеров массовых съемок располагалась в одном из зданий Бобруйской крепости на улице Оппермана. Драма рассказывает о событиях 1942 года в оккупированной Европе. Почему я решила ее упомянуть? Потому что картина превзошла все ожидания! С первой до последней минуты держит в напряжении. Хотя в целом любой фильм может вызвать разную точку зрения или оценку зрителя.

Текст: Ольга Ботвич

Предыдущая статья

Рейды по профилактике безопасного пребывания на льду проходят на Свислоччине