
Последнее время в соцсетях встречается выражение «бежевая мама». Женщины, которых так называют, предпочитают нейтральных цветов (белый, бежевый, серый) для всего, что связано с детьми: обставляют в приглушенной гамме детскую, подбирают одежду и игрушки. 1prof.by обсудили тренд с детским психологом Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Ольгой Шафалович.
Одни «бежевые мамы» в качестве главного аргумента приводят избавление от визуального шума. Другие полагают, что воспитание в такой среде поможет сформировать вкус (особенно с учетом моды на «тихую роскошь»), а третьи просто считают красивым. Кто-то к внешней картинке добавляет новые смыслы, делая акцент на натуральность и экологичность: деревянные, а не пластиковые игрушки, льняные, а не искусственные ткани, органическое питание, ровный эмоциональный фон…
Время роста
– Мама – один из главных людей в жизни ребенка, его проводник в мир. Никто, как мама, не сможет подарить ребенку такого разнообразия образов и чувств, нужных для его всестороннего развития, – говорит Ольга Шафалович. – Сам по себе бежевый цвет и минимализм не могут отрицательно воздействовать на ребенка. Однако, если мамы чрезмерно увлечены трендом и строят вокруг него всю жизнь семьи, это может привести к различным нарушениям интеллектуального, эмоционального и социального характера.
Специалист акцентирует внимание на том, что в становлении ребенка существуют так называемые сенситивные периоды – периоды, благоприятные для формирования определенных психологических качеств и видов деятельности. Своевременно неполученные (недополученные) эмоции, знания и умения скажутся в будущем. Например, от года до трех – «окно» развития речевых способностей, период активного пополнения словарного запаса. И, что важно, на первых этапах речь носит предметный характер (называю то, что вижу), поэтому среда должна быть разнообразной.
Следует учесть и то, что в своем развитии ребенок проходит ряд кризисов. Они нужны для того, чтобы малыш приобретал новые свойства психики и учился правильно ими пользоваться. Так, кризис трех лет – это кризис самостоятельности, когда происходит осознание себя как отдельной личности, главные слова: «я», «сам», «нет» и «не буду». Маленький человек учится выражать свои чувства и желания, иногда это бывает через крики или капризы, но по-другому он еще не умеет.
– Период от 3 до 7 лет – период «включения» во взрослую жизнь, формируется воображение и мышление, увеличивается словарный запас. Нужно предоставлять ребенку как можно больше разных видов деятельности, с помощью которых он учится познавать мир. Сперва – совместных со взрослыми, а ближе к пяти годам – и индивидуальных, – продолжает Ольга Владимировна. – Да, развитие интеллекта будет продолжаться и во взрослой жизни, но в детстве это происходит намного легче и естественнее. Поэтому родителям нужно обратить внимание на эти важные периоды и стараться подготовить базу – окружающую среду.
Ответ на сто «почему»
Важно больше разговаривать с детьми, отвечать на их бесконечные вопросы, читать вслух книги, придумывать новые разнообразные игры, не забывать о проявлениях самостоятельности: если ребенок может сделать что-то сам – не делать это за него. Нельзя ограничивать двигательную активность, правильнее эту активность перенаправлять. Например, вы ждете автобус, а сын хочет бегать по остановке. Дайте ему задание попрыгать на одной ножке, потом на другой и т.д.
При этом не нужно «ускорять» развитие ребенка и придерживаться принципа «чем больше кружков, тем лучше», у каждого возраста есть свой предел. То есть, мы немного работаем на опережение, предлагая ребенку новые занятия, чтобы он развивался, но не подгоняем. Обогащаем, расширяем его возможности по возрасту и в тех видах деятельности, где он может справиться, предоставляем возможность выбора и творческого проявления.
– Психолог, врач-невролог Александр Лурия отмечал, что для гармоничного развития ребенка до трех лет должны соблюдаться некоторые условия. Первое – это, конечно, удовлетворение всех физиологических потребностей, а второе – адекватное возрасту обучение и воспитание, поэтому он также обращал внимание, что ребенок должен получать разные сенсорные стимулы: видеть, слышать, осязать различные предметы, – подчеркивает Ольга Шафалович.
Баланс цвета

Специалист предупреждает, что ограничение цветовой палитры может привести к сенсорной депривации. Так называют частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или несколько органов чувств. Это состояние может проявиться нарушением эмоциональной регуляции (нарастающей тревожностью, раздражительностью, плохим настроением) и снижением когнитивных способностей (нарушениям восприятия и мышления, трудности запоминания и концентрации внимания).
– На основе цвета у ребенка формируется представление о мире, закладываются базовые знания о природе: трава зеленая, небо – голубое и так далее. Цвет часто ассоциируется с настроением, например, по общепринятой интерпретации белый – нейтральный и чистый, желтый символизирует оптимизм и креативность, красный – активность и энергичность. Однако один цвет не может подходить для всех людей во всех случаях: отличается наше восприятие, жизненный опыт и те условия, в которых находится каждый человек, – поясняет Ольга Владимировна.
Без ложных ожиданий
– Постоянное пребывание в «идеальной» среде требует много сил и не совсем правильно для ребенка, потому что от него будто ждут такого же идеального поведения и поддержания порядка. А он разный: иногда непослушный, иногда – капризный. Взрослые должны научить его понимать и принимать разные эмоции, научить с ними справляться, – акцентирует внимание психолог.
Будто под давлением находится и сама мама. Идеальные картинки из соцсетей создают нереалистичные ожидания от материнства. Не позволяют принимать естественные несовершенства: детские кризисы, капризы ребенка, эмоциональные перепады. Строгие рамки не дают расслабиться и наслаждаться всеми проявлениями жизни.
– С другой стороны, некоторых мам, педантичных по своей натуре, наведение порядка, подбор цвета и постоянный контроль успокаивают. Тут маме надо осознавать: «Это моя особенность. Значит, могу оформить так свою комнату. А ребенку подобрать что-то разнообразное по его возрасту и развитию, стараясь не перегрузить». Дом должен быть комфортным для всех членов семьи, – резюмирует Ольга Шафалович.
1prof.by