Американский политолог Сэмюэл Хантингтон родил теорию «столкновения цивилизаций». В наш век только и разговоров про это «столкновение». А ведь цивилизация на Земле одна – человеческая. Конечно, она сложна и многообразна, но в ее многообразии и заключен залог ее же развития. А вот единство в многообразии – это уже залог выживания цивилизации.
Теперь ясно, что цивилизация должна быть неделима. Связующими живыми нитями цивилизации могут быть только нити интеграции. Сам термин «интеграция» возник от латинского integratio – «соединение». Он означает объединение частей в наднациональные структуры, но с обязательным сохранением их оригинального кода. Именно так и начинает в наши дни развиваться высшая форма интеграции – «интеграция интеграций».
Между тем с легкой, точнее, тяжелой руки Сэмюэля Хантингтона и Збигнева Бжезинского, нарезавших цивилизационных «слоев» и протянувших между ними «дуги напряженности», мировые политические элиты уже всерьез играют в «межцивилизационные разборки». И того не понимают, что за их сиюминутной прибылью, получаемой от войн фрагментации, очень скоро наступит эрозия, а затем и разрушение всего большого цивилизационного дома. А значит, и их собственного дома тоже.
Однако у нынешних мировых элит, возникших путем выделения из массы и возвышения над нею, нет другой психологии и иного принципа, кроме «разделяй и властвуй». Выделенные элиты, естественно, привыкли отделять себя и от остальных, и от остального мира. В этом фокус их социального успеха. В этом же ограниченность их мировоззрения. И в этом – драма мирового социума, не способного пока еще перейти к самоуправлению и вынужденного полагаться на эгоистичные, отделяющие свои цели от его целей, политические элиты. Чтобы скрыть данное вполне реальное социально-политическое противоречие, элиты и выдвинули эфемерный тезис противоречия цивилизаций. Мало того, они решили его материализовать. Что и сделали привычным для себя способом: выделили под него деньги, которые и передали «пятым колоннам», – подобранным в каждой из искусственно намеченных цивилизаций.
Искусственность цивилизационного конфликта ярко проявляется сейчас на Украине. Как известно, эта страна поставлена на грань раскола, потому что «выбирает» себе новую цивилизацию – западную! Но как это может быть, чтобы выбирать цивилизацию вдруг пришлось украинскому народу с его тысячелетней историей?! Где же украинцы были до того? Вообще вне цивилизации? За пределами нашей галактики?
Подобный сценарий развития событий практически невозможен в Беларуси, где осуществляется модель развития с опорой на собственные силы и на весь позитивный исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями белорусов. Которые и нынче знают, откуда и куда идут, и поэтому им нет ни малейшей необходимости делать некий искусственный выбор. Наш выбор вполне практический: мы выбираем лучшие пути к конкретной и вполне определенной цели. И, кстати, как говорят те же американцы, «окно возможностей» для выбора этих путей у нас тоже давно и четко определено – они должны соответствовать социальной ориентированности государства, т.е. отвечать интересам социума. Проще говоря, интересам большинства белорусских граждан.
И уж прежде всего белорусам нужна стабильность. Она, конечно, нужна всем, но – увы! – не у каждого народа имеется она в наличии. А вот у белорусов стабильность уже есть, и поэтому мы ее должны ценить особенно – уж больно редкое явление для современного мира. Да и чего греха таить, многих на Западе раздражает известный факт, что стабильности нет как раз в тех странах, где сильно именно западное влияние, где западные топ-менеджеры и послы взяли бразды местного управления в свои руки. А вот в Беларуси, против которой Запад долгие годы проводил и проводит политику санкций и изоляции, все хорошо и спокойно. Неувязочка получается! Более того, проступает обличительная закономерность: стало быть, именно Запад несет народам нестабильность...
В общем, вывод прост и очевиден: стабильность нужно не только укреплять, поддерживать, но и защищать. Чем и занят Президент. «Беларуси необходимо усиливать южные границы», – заявил Александр Лукашенко, принимая с докладом исполняющего обязанности государственного секретаря Совета безопасности Станислава Зася и министра обороны Андрея Равкова. Главе государства было доложено о ситуации в Вооруженных Силах, прежде всего на южных рубежах страны. Александр Лукашенко не скрывал, что вокруг этой темы в последнее время слишком много разговоров, в так называемой оппозиционной прессе те ли иные вещи подаются тенденциозно, и высказался как всегда с предельной откровенностью. «Мы не скрываем то, что южные границы нам надо усиливать. И не потому что мы боимся украинцев, что на нас там кто-то нападет. Мы опасаемся, чтобы в результате того, что происходит в Украине, не потянулись сюда разного рода элементы, не нужные в Беларуси, и особенно оружие. Это нас должно всегда настораживать. Это наш вопрос, который мы должны решать, за нас никто его не решит», – отметил Александр Лукашенко.
А как же иначе – наша стабильность, нам ее и защищать. Вместе со всем народом. Вместе с нашими верными союзниками, само наличие которых останавливает любые горячие головы еще на «стадии разработки». То есть не дает даже помыслить о том, чтобы устроить «выбор цивилизаций» на древней белорусской земле, которая дышит и живет по-современному.
Вадим ЕЛФИМОВ.