О том, как улучшить в стране демографическую ситуацию, сегодня высказываются многие. Тема обсуждается на всех уровнях власти, в каждой общественной организации, а с появлением нового термина «семейный капитал», наверно, и в каждой семье. Ничего удивительного в этом нет. Ситуация действительно критическая, кстати, не только у нас, но и в других европейских странах, и требует принятия действенных решений. Вот только как их найти? Как составить тот единственно верный план, по которому мы все пойдем на свет в конце тоннеля?
Казалось бы, чего уж проще – понизить смертность, повысить рождаемость. Но статистика доказывает, что не так все просто. Если из цепких рук смерти неимоверными усилиями медицинских работников, спасателей-пожарных, милиции, просто отзывчивых прохожих можно вырвать пару-тройку жизней – это уже хорошо. Например, недавно брестский спасатель предотвратил попытку суицида 12-летнего мальчика. А если бы не успел?..
Заставить женщин рожать намного сложнее. И не только государственная поддержка и экономическая стабильность играют здесь ключевую роль. Скорее, все дело в уверенности в завтрашнем дне, в своих силах, в сильном мужском плече. Мы провели на сайте нашей газеты опрос: улучшить демографическую ситуацию в нашей стране можно, если гарантировать государственную поддержку семьям с двумя, тремя и более детьми, или нельзя, поскольку не хотят рожать – не заставишь. Результаты заставили задуматься: 69 процентов опрошенных считают, что поддержка нужна тем, у кого уже двое детей; 31 процент проголосовал за невмешательство в естественный ход событий. Перспектива государственной поддержки после рождения третьего ребенка не вдохновила никого. Многие социологи считают, что все это вполне объяснимо. «Бонусы», гарантированные за рождение второго и последующих детей, на улучшение ситуации в принципе не влияют. Просто в семье, принявшей решение родить еще одного ребенка, сместятся сроки претворения в жизнь задуманного.
У меня лично трое замечательных детей. Разница в возрасте между старшими и младшей существенная. Но это был осознанный выбор, о котором я ни секунды не жалела. Скажу больше, я знаю несколько мамочек, смело последовавших моему примеру. Они счастливы, и, поверьте, не ради статуса многодетной семьи, не ради какого-то капитала в этих семьях появились и еще появятся малыши. Просто их ждут.
Ждала, наверное, своего ребенка и нерадивая мамаша без имени, без адреса (по этическим соображениям). Дождалась. Когда крохе исполнилось пару месяцев от роду, она решила, что уже можно вести привычный для нее образ жизни: пить, гулять, поздно возвращаться домой. И вот, когда молодке с похмелья сильно болела голова, ребеночек имел неосторожность заплакать. Другого способа утихомирить малыша, как нанести ему больше двадцати побоев, она найти не смогла. Мальчик умер, мамаша якобы сожалеет о случившемся. Даже не хочется комментировать. Но сулить таким льготы, поддержку, гарантии – увольте!
На другой эмоциональной ноте завершу размышления. Почему-то мне кажется, что со временем все у нас в Беларуси будет хорошо. Будущее в руках молодых, а они умеют принимать правильные решения. Например, моя старшая доченька тоже мечтает стать многодетной мамой. Время, конечно, покажет, но пусть такие примеры множатся, несмотря ни на что.
Ольга БУБЕНЧИК.