banner

Алло, алло, прекрасная маркиза, или Азбука телефонного этикета

11 Декабря’14
1165
Телефон… Одно время он был большой роскошью, особенно для сельского жителя, что порождало массу неудобств. Да и городскому человеку привнес немало хлопот. Привычка долго разговаривать по телефону дала жизнь устойчивому выражению «висеть на телефоне». Но жизнь на месте не стоит. Идет вперед стремительно прогресс, вносит свои изменения, свои новшества. Так и с телефоном. 
И вот уже появились сверхсовременные мобильные телефоны. Все неудобства, связанные с обычным, простым телефоном, вдруг канули в Лету, исчезли бесследно, как будто и не было их вовсе. Кто теперь вспомнит то время, когда приходилось бегать в поисках телефонной будки или двухкопеечной монеты. Все в прошлом. Сейчас в руках современного человека особое чудо века – сотовый. Гениальные умы подарили людям необычного друга. Удобно. Всегда под рукой. Всегда на связи. Масса функций и операций к услугам его владельца. Одним словом, быстро, надежно и без проблем. Однако маленькое «но» все же найдется и здесь. И тому есть подтверждение. Это слова американского социолога Роберта Линда о том, что телефон является самой большой помехой среди удобств и самым большим удобством среди помех. Сказаны они были еще в начале ХХ столетия. Что изменилось с тех пор? Стал ли телефон удобством без помех? Несомненно, все и всегда зависит от того, в чьих руках эта умная «игрушка». Вот по этой причине и не забыли о правилах этикета, что помогло бы умело пользоваться мобильным телефоном, конкретно и по его прямому назначению. Если же этими правилами пренебречь, то помех в личной жизни и жизни окружающих будет гораздо больше, чем удобств.
К слову, на прием к Елизавете Второй в Букингемский дворец наряду с приглашением высылают и правила поведения, где черным по белому написано о том, что не разрешается пользоваться во время приема мобильными телефонами. Попробуй нарушить правила дворцового этикета – прослывешь человеком невоспитанным. Пусть нас не зовут к английской королеве, но никто и никого не освобождал от соблюдения правил приличия. Самых элементарных. Даже в нашей обычной жизни с ее рядовыми хлопотами и повседневными заботами. 
Час пик спал, в троллейбусе почти пусто. Неожиданно тишину взорвал телефон. И все невольно стали слушать длинный монолог: «Маникюр. Педикюр. Бассейн. А, может, тренажерный зал? Подумаю. Чашка кофе на завтрак. У меня диета…» Девушка так увлеклась, любуясь собой, что и не заметила, как остановку проехала. А самое смешное, нашелся виновник – водитель. Он, якобы, вовремя ее не объявил. Или еще один случай все в том же общественном транспорте. Рейсовый автобус. Лето. Жара невыносимая. Вдруг наше нудное ожидание нарушила музыка, очень громкая и какая-то несуразная. Она слишком шумно ворвалась в салон автобуса. Молодая особа включила мобильник на всю «катушку», сидит – наслаждается. Пассажиры молчат, на что-то надеются. Может, на совесть. Вряд ли. Ведь принцип у девушки железный: хочешь слушать – слушай, не хочешь – не слушай, но мне не мешай! Остается только вздохнуть и про себя отметить нравы сегодняшних отдельных молодых людей.
Каждый здравомыслящий человек понимает, что общественный транспорт – не совсем то место, где можно было бы вести беседы во весь голос или слушать громкую музыку. Разговоры о личном при посторонних – это просто неприлично. Такие беседы надо сводить к минимуму или разговаривать вполголоса, и то в крайнем случае. Зачем окружающим знать о жизни постороннего человека? 
Есть места, где мобильный телефон вообще необходимо переводить в беззвучный режим. Это театр, музеи, храмы. Здесь разговор по сотовому будет совсем некстати. А вот sms с точки зрения этикета – идеально вежливый способ в общении. И информация сообщается, и никого не отвлекаешь от какого-то дела, может, и важного.
Естественно, мобильный телефон как средство связи очень удобен. А для того, чтобы он не стал помехой среди удобств, надо помнить «хорошие правила хороших манер», то есть правила этикета. Они не сложные. Это прежде всего забота о другом человеке. Обыкновенная забота, внимание и уважительное отношение к незнакомым людям. Все просто как мир. И нет никакой необходимости запоминать сотни правил, трактуемых все тем же этикетом. «А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить». Эти слова принадлежат удивительному человеку, академику Д. Лихачеву. Его стоит прислушаться. 

Валентина ХАМЧУК.

Предыдущая статья

Поможем пичужкам – построим кормушки!