
Сегодня на страницах нашей газеты своими воспоминаниями делится Татьяна Ивановна Гуляй из аг. Великое Село.
«ВСЮ ЖИЗНЬ МЫ ЖДАЛИ ОТЦА…»
Отца забрали на фронт с самого начала войны, когда Таня была совсем еще маленькой. До конца своих дней мать вспоминала о том, как муж прощался с семьей, прижимал к груди дочь и все целовал, предчувствуя вечную разлуку. В последний раз взглянув на дочь и беременную жену, Иван Матвеевич ушел из родного дома. В 1944 году семья получила похоронку, в которой сообщалось, что И. М. Ковалевский пропал без вести на линии фронта. Все попытки матери найти любимого человека были напрасны. После смерти матери Татьяна Ивановна вместе с сестрой решила возобновить поиски места захоронения отца. Они писали запросы во все военкоматы и архивы Гродненской области, но время не приносило ожидаемых результатов. В 2012 году военный комиссариат прислал уведомление о том, что И. М. Ковалевский погиб в бою в районе д. Голинка Белостокского воеводства. Сегодня самое заветное желание Татьяны Ивановны – побывать на месте захоронения отца, возложить живые цветы на его могилу.
КАК НАС ВЕЛИ НА РАССТРЕЛ
В память Татьяны Ивановны врезались рассказы матери о жизни в военное время, некоторые эпизоды она помнит сама.
Деревня Калиновская, окруженная лесами Беловежской пущи, находилась в партизанской зоне. Лес служил надежным убежищем для жителей деревни во время бомбежек и фашистских облав. Там из веток деревьев они сооружали шалаши, в которых было темно, сыро и холодно, особенно во время дождей. Затихали перестрелки – и сельчане возвращались в свои дома. Ночью в деревню приходили партизаны. Люди снабжали их хлебом и другими продуктами, давали с собой одежду. А днем в Калиновской лютовали фашисты и полицаи.
Страшный случай, о котором пойдет речь, произошел накануне освобождения Свислочи от немецко-фашистских захватчиков.

Под утро, когда все пулеметные обоймы были израсходованы, пулеметчики спрятались. Немцы стали врываться в дома жителей деревни и выводить всех на расстрел. Мать прижимала к груди плачущую сестренку, Таню держала за руку бабушка. Все односельчане были перепуганы и растеряны. Полураздетые дети прижимались к родителям. Фашисты построили людей в шеренгу и зачитали приказ о расстреле. В наступившей на мгновение тишине вдруг одна из женщин вышла вперед и о чем-то быстро заговорила с немцами на польском языке. Как выяснилось позже, она умоляла о спасении, объясняла произошедшее, говоря о том, что конный патруль ошибся, приняв немецких пулеметчиков за партизан, и жители деревни ни в чем не виноваты.
Исполнение приказа перенесли до выяснения всех обстоятельств. Немецких пулеметчиков нашли, и жители Калиновской остались живы. Мама долго не могла прийти в себя после случившегося. Нервное потрясение подорвало ее здоровье, и до конца своих дней она страдала сердечными болезнями.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ КАЛИНОВСКАЯ
Татьяна Ивановна хорошо помнит тот счастливый день, когда в деревню вошли советские солдаты. Все жители встречали победителей. Стояла теплая осенняя погода. В саду красноармейцы разожгли костер, готовили себе еду, пекли картошку и угощали обедом всю ребятню. Изголодавшиеся дети с аппетитом ели печеное лакомство с солдатской тушенкой. А девушки в солдатских гимнастерках предлагали им конфеты и кусочки сахара. Тане казалось, что вкуснее этой еды нет ничего на свете.
«ПРЕД ПАМЯТЬЮ ПАВШИХ, ВО ИМЯ ЖИВЫХ…»
Всю жизнь Татьяна Ивановна Гуляй занимается патриотическим воспитанием молодежи. Работая в школе, она старалась донести ученикам всю правду о войне. Часто со сцены Великосельского Дома культуры звучали песни, посвященные памяти погибших воинов. Активно занимаясь общественной деятельностью, Татьяна Ивановна и сегодня выступает на митингах, во время агитпробегов, посвященных памятным военным датам. В ее словах всегда звучит призыв: «Войне навсегда преградите дорогу, пред памятью павших, во имя живых…».
Екатерина Дудко.
Фото Григория ШИРЯЕВА.