banner

В память о павших, во имя живых

25 Ноября’14
1526
В память о павших, во имя живыхДля многих свислочан, как и для всего нашего народа, Великая Отечественная война – не просто страница истории, а непреходящая человеческая боль. Это немеркнущая память о прошлом, о величайших жертвах и материальных потерях. Каждая семья пережила в годы военного лихолетья большую трагедию. Война перечеркнула жизни не только взрослых. Ее дыхание ощутили на себе и дети.
Сегодня на страницах нашей газеты своими воспоминаниями делится Татьяна Ивановна Гуляй из аг. Великое Село.

«ВСЮ ЖИЗНЬ МЫ ЖДАЛИ ОТЦА…»

Отца забрали на фронт с самого начала войны, когда Таня была совсем еще маленькой. До конца своих дней мать вспоминала о том, как муж прощался с семьей, прижимал к груди дочь и все целовал, предчувствуя вечную разлуку. В последний раз взглянув на дочь и беременную жену, Иван Матвеевич ушел из родного дома. В 1944 году семья получила похоронку, в которой сообщалось, что И. М. Ковалевский пропал без вести на линии фронта. Все попытки матери найти любимого человека были напрасны. После смерти матери Татьяна Ивановна вместе с сестрой решила возобновить поиски места захоронения отца. Они писали запросы во все военкоматы и архивы Гродненской области, но время не приносило ожидаемых результатов. В 2012 году военный комиссариат прислал уведомление о том, что И. М. Ковалевский погиб в бою в районе д. Голинка Белостокского воеводства. Сегодня самое заветное желание Татьяны Ивановны – побывать на месте захоронения отца, возложить живые цветы на его могилу.

КАК НАС ВЕЛИ НА РАССТРЕЛ

В память Татьяны Ивановны врезались рассказы матери о жизни в военное время, некоторые эпизоды она помнит сама.
Деревня Калиновская, окруженная лесами Беловежской пущи, находилась в партизанской зоне. Лес служил надежным убежищем для жителей деревни во время бомбежек и фашистских облав. Там из веток деревьев они сооружали шалаши, в которых было темно, сыро и холодно, особенно во время дождей. Затихали перестрелки – и сельчане возвращались в свои дома. Ночью в деревню приходили партизаны. Люди снабжали их хлебом и другими продуктами, давали с собой одежду. А днем в Калиновской лютовали фашисты и полицаи. 
Страшный случай, о котором пойдет речь, произошел накануне освобождения Свислочи от немецко-фашистских захватчиков.
В память о павших, во имя живыхНедалеко от деревни проходила железная дорога – путь, по которому фашисты отправляли на фронт подкрепление. Возле железнодорожных путей они вырыли бункеры, установили пулеметы, возле которых круглосуточно дежурили автоматчики. Несмотря на принятые меры, партизаны совершали смелые диверсии. Однажды оккупанты устроили на окраине деревни для партизан засаду. Спрятали за кузницей пулемет, назначили дежурных солдат. Ночью в деревню неожиданно въехал немецкий конный патруль. Думая, что это партизанский отряд, пулеметчики открыли по нему огонь. Завязался бой. Вскоре на помощь патрулю прибыло подкрепление. Дом семьи Татьяны Ивановны находился рядом с кузницей, поэтому попал под обстрел. Мать вспоминала, что все окна и стены были изрешечены пулями. Таня с недавно родившейся сестрой, мамой и бабушкой, едва дыша, лежали за перегородкой на полу.
Под утро, когда все пулеметные обоймы были израсходованы, пулеметчики спрятались. Немцы стали врываться в дома жителей деревни и выводить всех на расстрел. Мать прижимала к груди плачущую сестренку, Таню держала за руку бабушка. Все односельчане были перепуганы и растеряны. Полураздетые дети прижимались к родителям. Фашисты построили людей в шеренгу и зачитали приказ о расстреле. В наступившей на мгновение тишине вдруг одна из женщин вышла вперед и о чем-то быстро заговорила с немцами на польском языке. Как выяснилось позже, она умоляла о спасении, объясняла произошедшее, говоря о том, что конный патруль ошибся, приняв немецких пулеметчиков за партизан, и жители деревни ни в чем не виноваты. 
Исполнение приказа перенесли до выяснения всех обстоятельств. Немецких пулеметчиков нашли, и жители Калиновской остались живы. Мама долго не могла прийти в себя после случившегося. Нервное потрясение подорвало ее здоровье, и до конца своих дней она страдала сердечными болезнями.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ КАЛИНОВСКАЯ

Татьяна Ивановна хорошо помнит тот счастливый день, когда в деревню вошли советские солдаты. Все жители встречали победителей. Стояла теплая осенняя погода. В саду красноармейцы разожгли костер, готовили себе еду, пекли картошку и угощали обедом всю ребятню. Изголодавшиеся дети с аппетитом ели печеное лакомство с солдатской тушенкой. А девушки в солдатских гимнастерках предлагали им конфеты и кусочки сахара. Тане казалось, что вкуснее этой еды нет ничего на свете.

«ПРЕД ПАМЯТЬЮ ПАВШИХ, ВО ИМЯ ЖИВЫХ…»

Всю жизнь Татьяна Ивановна Гуляй занимается патриотическим воспитанием молодежи. Работая в школе, она старалась донести ученикам всю правду о войне. Часто со сцены Великосельского Дома культуры звучали песни, посвященные памяти погибших воинов. Активно занимаясь общественной деятельностью, Татьяна Ивановна и сегодня  выступает на митингах, во время агитпробегов, посвященных памятным военным датам. В ее словах всегда звучит призыв: «Войне навсегда преградите дорогу, пред памятью павших, во имя живых…».

Екатерина Дудко.
Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Свислочские школьники проиллюстрировали «Экословарик»