banner

Миру нужна целостность

10 Июля’14
1005
Миру нужна  целостностьПо-настоящему продуктивно модернизация мирового хозяйства может двигаться лишь в одном направлении – в сторону отказа от эгоцентризма в политике и экономике; в сторону социал-демократической (в противовес неолиберальной) модели, усиливающей социальную ответственность капитала. А значит, необходимо постепенно двигаться к подчинению интересов частного бизнеса интересам всего общества, а вовсе не наоборот – подчинения интересов общества интересам частного бизнеса, что мы сегодня наблюдаем сплошь и рядом по всему миру. Такую социальную ответственность капитала, вовсе не лишенного своих позиций и позитивных свойств в экономике, а, наоборот, имеющего возможность плодотворно работать, но во благо не только себя самого, но и во благо всех, можно обеспечить лишь с помощью сильного государства. Волюнтаризм которого необходимо – и абсолютно возможно! – ограничить сильным гражданским обществом. 
В контексте такой модернизации полезным для мирового сообщества может оказаться и опыт белорусского государства. В Беларуси предпринята попытка сформировать такую модель развития, которая сочетала бы в себе государственное регулирование и социальную ориентацию экономики. Беларуси вряд ли стоит публично вмешиваться в извечный спор «измов», который,  несомненно, разгорится с новой силой на выходе из мирового кризиса.  Белорусская модель прагматична и вполне соответствует знаменитому выражению Дэн Сяопина: «Не важно, как зовется кошка, лишь бы она ловила мышей». И вовсе не наша вина в том, что непредвзятые  весы истории постепенно склоняются в сторону общественной пользы, как бы ее ни называть. Вероятно, для того имеются мощные объективные предпосылки, коль вместе с весами разворачивается постепенно и вся планета, и, стало быть, Беларусь просто оказалось в мировом тренде. Может, даже на один шаг впереди этого тренда – именно поэтому ее опыт (со всеми очевидными успехами и ошибками, которые тоже, к сожалению, неизбежны) следует изучать не только отечественным экономистам и социологам.  
Если в глобальной социально-экономической сфере ориентиры выхода из кризиса постепенно прорисовываются достаточно ясно и даже обещают свет в конце тоннеля, то разглядеть их сквозь дым пожарищ, что быстро разгораются в «нефтяной бочке мира» (на Ближнем Востоке), становится все труднее. Действительно, что нам делать в сфере безопасности – той самой, которая буквально на наших глазах катастрофически сокращается, точно шагреневая кожа?
Известны слова Александра Лукашенко: «У Беларуси нет геополитических амбиций, но у нее есть геополитические интересы». И вот этот геополитический интерес – в сохранении глобального мира – один из первейших для нас. Сегодняшний, крайне глобализированный, мир настолько взаимозависим и настолько расширился, что истончился до чрезвычайной хрупкости. А экономические неурядицы, угроза уже ползущего по планете, пробующего свои когти последнего передела рынков начинают оставлять на нем новые царапины и трещины… Миру сейчас, как никогда за всю послевоенную историю, нужен твердый костяк, незыблемая структура, способная удержать его в целостности.
Именно в условиях глобализации мир фактически оказался без действующей системы безопасности. Старая система, доставшаяся в наследство от «холодной войны», была поделена пополам дважды: один раз – когда от нее отвалилась ОВД (Организация Варшавского договора) и осталась только НАТО, и второй раз – когда НАТО политически «поглотила» ОБСЕ. Таким образом, сохранилась лишь одна организация, которая теперь отвечала за все: и за военную составляющую, и за политику, и за сохранение границ, и за диалог с Востоком, и даже за ближневосточное «урегулирование», не говоря уж про центрально-азиатское. И которая подмяла под себя еще и универсальный международный институт – ООН. Такое расползание единоличной компетенции НАТО и обретение ею несвойственных для чисто военной организации  функций, быть может, и подтолкнуло НАТО к расширению (во всяком случае, по мнению некоторых европейцев), но привело лишь к одному: многократному усложнению ее задач. А военные средства, как и блоковое мышление, сами собой подталкивают к простым решениям сложных проблем. В результате череда конфликтов на территории самой Европы, в которые оказался вовлечен Североатлантический блок, затем попирание Хельсинских постулатов и перекройка границ, и – на завершающей стадии – международно-правовой тупик, когда одним нациям доступно право на самоопределение, а другим – нет. 
А сегодня – это еще и окончательная деградация Организации Объединенных Наций, которая уже не способна решить ни одной из своих задач и оставила себе, кажется, только одну функцию – юридически «прикрывать» «экспорт демократии» и любые военные акции Соединенных Штатов. 
Вадим ЕЛФИМОВ

Предыдущая статья

К сведению депутатов районного Совета