banner

А годы, как метелица...

30 Марта’14
1360
А годы,  как метелица...Недавно отметила свое 80-летие отличник сельскохозяйственного труда, ветеран труда Ольга Александровна Щелок из деревни Грицки. По этому приятному поводу к ней приехали председатель райкома профсоюза работников АПК А. И. Климчук и председатель первичной ветеранской организации Свислочского райисполкома Л. А. Лукьянюк. 
Ольга Александровна услышала в свой адрес много теплых и искренних слов, ей были вручены Почетная грамота райсельхозпрода и райкома профсоюза работников АПК, подарок и, конечно же, цветы.
Когда же только пробежали они, эти года? Кажется, вчера еще юной была, казалось, что вся жизнь впереди, что еще так многое успеется, а вот она, осень, подкралась незаметно, посеребрила виски, нарисовала морщинки у глаз и легкой грустью легла на лицо. Но как помнится, как остро помнится и детство, и юность, и память эту не сотрет никакое время.
…Она появилась на свет холодным мартом 1934-го. Росла маленькая Оля смышленой и любознательной девочкой, посещала еще при поляках детский сад. Когда в 1939-м наши войска освободили Западную Беларусь, девочка какое-то время находилась дома. В 1941-м Оле исполнилось семь. В сентябре она должна была пойти в школу, но помешала война… 
Она помнит, как еще за несколько дней до войны над деревней кружился самолет с крестами на боку. Девочка в это время пасла вместе с соседкой коров на лугу. А потом пришел тот страшный день. По радиоприемнику услышали о войне. А вскоре и над Грицками начали летать вражеские самолеты. 
Отец работал дежурным по станции. Олечка понесла ему обед и прямо застыла от увиденного. На станцию прибыл эшелон с ранеными. Люди стонали, кричали, звали на помощь. На всю жизнь остался в памяти военный офицер без ног, который умолял не хоронить его, пока следующим поездом не приедет жена. Раненых размещали в Свислочи, а умерших хоронили. 
А потом полицаи схватили отца. Привезли его в арестантский дом, который находился напротив сегодняшней автостанции. Там его избивали, мучили. Вместе с отцом были еще двое мужчин и девушка-комсомолка. У нее была очень длинная коса.
Избивали их трижды в день резиновыми палками по 30 ударов каждый раз. Морили голодом, издевались. Потом завели в Гончары и заставили копать яму. И снова вернули в Свислочь на допрос, и снова били. А после вывели, двоих повели на расстрел, а двоих отпустили. Среди тех помилованных оказался  Олин отец и та девушка. Их повели на станцию. Олечка насобирала ягод и подбежала, чтобы дать отцу. Полицай увидел, высыпал ягоды на землю и растоптал ногами. Отца повезли в Волковыск, мама бросилась ночью следом за ним. Слава Богу, его вскоре отпустили домой. 
Три года земля стонала под сапогами фашистов, пока не пришел день освобождения. Можно было спокойно вздохнуть. Но беда для семьи Щелок не закончилась. Внезапно заболел корью младший сын, и вскоре его не стало. Еще один малыш умер сразу же после рождения. Осталась одна Оля. Единственная радость и надежда родителей.
Отец по-прежнему работал на станции. Оля училась в школе. Она отлично успевала по всем предметам и, закончив 8 классов, поехала учиться на бухгалтера в д. Лососно. Успешно закончила учебу и устроилась на работу в сельпо. Девушку полюбили за трудолюбие и хотели, чтобы она оставалась там подольше. Но Оля мечтала учиться дальше. Она поступила в сельскохозяйственный техникум по подготовке председателей колхозов. Сдала все экзамены на пятерки, училась отлично и в 57-м получила желанный диплом. Направили девушку в Доброволю, где она и начала свою трудовую деятельность в качестве агронома. Работа нравилась, но она считала, что знаний недостаточно и поехала поступать в Горецкую академию. Проучившись три года, Оля отправилась в Ленинград, просто, чтобы посмотреть город. И надо же было ей проходить мимо Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственного института. «Вот где я должна была учиться», – подумалось девушке и, вернувшись домой, она бросила академию и поехала в Ленинград. Блестяще закончив институт, Ольга устраивается работать в контрольно-семенную инспекцию. А чуть позже ее забирают в управление сельского хозяйства. Она хорошо знает свою работу, везде успевает и пользуется большим авторитетом как у коллег, так и у специалистов сельского хозяйства района. с 1970-го она работает в райсельхозхимии старшим агрохимиком, а в 84-м ее снова забирают в управление. 
А дома? Дома Ольга Александровна замечательная хозяйка, цветовод, садовод, огородник. Ее палисадник с ранней весны до поздней осени утопает в цветах. Ее сад приносит самые ядреные и вкусные плоды, в ее огороде растут как на дрожжах овощи. Соседи удивлялись: как все успевает, откуда столько желания трудиться и создавать красоту?
А она иначе не могла, не умела, не представляла своей жизни без всего этого.
В 1988 году Ольга Александровна уходит на заслуженный отдых. На память о трудовых буднях у нее осталось множество Почетных грамот, знак ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве», «Отличник сельскохозяйственного труда» и медаль «Ветеран труда». Ее по-прежнему помнят, уважают и ценят. Ей всегда рады. 
Уйдя на заслуженный отдых, Ольга Александровна  отдала всю себя только дому, саду и огороду. 
Ее палисадник по-прежнему благоухает цветами. Розы, лилии, тюльпаны, нарциссы и еще множество самых разных цветов радуют глаз не только хозяйки, но и прохожих. В ее доме уют и красота. В комнате она создала маленький музей, где нашли место множество интересных вещей. Она талантливая рукодельница. Ее вышивки, вязаные салфетки могут стать украшением любой выставки, она прекрасная кулинарка, но самое главное, она очень добрый, щедрый, искренний и просто замечательный человек. 
Скоро снова зацветет сад, расцветут цветы и на душе станет по-весеннему тепло, несмотря на то, что в жизнь ворвалась осень. И пусть на  веку у этой доброй, душевной женщины будет еще много-много дней рождения.
Ядвига КОБРИНЕЦ.

Предыдущая статья

Скрыжаванні