Свет звезды Вифлеемской

06 Января’22
1090


Рождество Христово – предвечное рождение Слова от Бога Отца, рождение Бога-Сына от Девы Марии и рождение Бога в верующей душе. Светлый и радостный праздник, в ожидании которого находится весь православный народ.

В ночь с 6 на 7 января Рождество Христово празднуют конфессии и церкви, придерживающиеся григорианского летоисчисления. Поэтому православное Рождество отмечается на 13 дней позже католического. Такая традиция возникла в связи с введением в Европе григорианского календаря в XVI веке. В России лишь в ХХ веке стали пользоваться европейским летоисчислением. Церковь же не приняла новый календарь и по-прежнему продолжает считать христианские праздники по частично реформированному Петром I византийскому календарю.

Православному Рождеству предшествует сорокадневный Рождественский пост, именуемый в народе Филипповским, или Колядным. Наши предки чаще задумывались о совершенных грехах, поэтому в храм ходили регулярно, тщательно готовились к исповеди. Они понимали, что богослужение без причастия лишено всякого смысла, ведь Христос призывает: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни», т.е. пейте от Меня. Все свои эмоции держали под контролем. Никаких увеселений и вступления в брак в период поста – грехом считалось такое поведение. Церковь всегда учила: верующему человеку пост необходим, чтобы настроить себя встретить Рождество с духовной чистотой, осознать тайну Боговоплощения. Поэтому особое внимание уделялось душе, молитве, добрым поступкам, потому что, совершая добрые дела, открываем в себе светлые и хорошие стороны, становимся ближе к Богу. Не забывали и о питании – это было время отказа от скоромной пищи: скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух. Главным продуктом в этот период была капуста. Наши предки считали, что пост – для тела, а молитва – для души, для духовной радости. 

Пост завершается, наступает Сочельник – канун Рождества. В этот день существует благочестивая традиция ничего не есть «до первой звезды», которая по-прежнему воспринимается верующими как символ Вифлеемской (когда-то она привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами). В подаче блюд в Сочельник есть определенная очередность – кутья, овсяный кисель, рыбные блюда, кисель клюквенный и еще семь видов сладостей. Заканчивается трапеза тоже кутьей. Собравшиеся обмениваются добрыми пожеланиями, вспоминают родных, которые покинули этот мир.

Утром 7 января прихожане поздравляют друг друга с Рождеством Христовым. В этот день принято дома зажигать свечи, свет которых символизирует Божественное сияние Вифлеемской звезды. 

По словам настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы отца Кирилла, величие праздника отражается в праздничном богослужении, которое проходит днем. Рождество – особенный праздник. И служба в этот день особенная. Мы не просто вспоминаем день рождения Спасителя для земной жизни, нам предстоит дать ответ на вопрос: родился ли Он в наших душах и сердцах? Всем нам необходимо осознать, ЧТО же произошло много веков назад в этот день. Безусловно, «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины», «Бога не видел никто и никогда». И лишь немногие сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы. И вот Бог стал человеком, младенцем. И это все для нас, для каждого из нас. Произошло событие космического масштаба, которого не было ни до этого, не будет и после. В этот день очень важно находиться в храме, чтобы душой и помыслами своими как можно ближе быть к Богу.

После Рождества и до Крещения – Святки. Веселое время гаданий, ряженых и кулинарных изысков. Но это уже традиции народные, не имеющие ничего общего с церковью. Истинно верующий по-прежнему будет поглощен созерцанием Бога, Творца Вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. 

Валентина ХАМЧУК


Предыдущая статья

Проект обновленной Конституции Беларуси теперь есть в аудиозаписи