banner

Бесценный труд, украшенный орденами

28 Октября’24
172
Леонтий Матвеевич Данильчик из деревни Дудичи без малого тридцать пять лет в прямом смысле отпахал на земле родного хозяйства. Бывало, по 14 часов в сутки не вылезал из трактора или комбайна. Особенно летом, во время жатвы, когда каждая минута была дорога, чтобы успеть убрать до колоска выращенный хлеб, чтобы не пропало ни одно зернышко. За добросовестный, самоотверженный труд Леонтий Данильчик награжден орденом Трудовой Славы ІІІ степени. Есть у него и медаль «За доблестный труд». В копилке наград также три знака «Ударник социалистического соревнования», знак «Ударник коммунистического труда». А еще целая кипа почетных грамот районного, областного и республиканского значения.


Трудолюбию учатся с детства 

Всю жизнь, сколько Леонтий Матвеевич себя помнит, он трудился. Три года исполнилось мальчишке, когда забрали отца на войну в 1939-м.  Долго-долго не было от него никаких весточек.  Мать, оставшись одна  с двумя маленькими сыновьями, уже и не надеялась свидеться с мужем. Одна поднимала детей. Сказать, что было трудно, – ничего не сказать. Через неполные два года началась Великая Отечественная война. Весь ужас и страх тех дней навсегда остались в душе горькими воспоминаниями. Леонтий Матвеевич и сам сегодня удивляется, как сумели выжить они в том аду. В июле 1944-го при отступлении немцы сожгли почти всю Свислочь. Осталось пепелище и от дома Данильчиков. Их приютили родственники из Дудичей, мама была оттуда родом. А в 1945-м вернулся отец. Оказалось, что все эти годы он был в немецком плену. Как счастливы были все, когда он вернулся, ведь никто на это уже не надеялся. Мальчишки не отходили от отца, и он прижимал к себе сыновей, радовался, глядя, как они подросли, какие славные у него ребята. 

Отец был строителем и вскоре построил новый дом. Небольшой, зато свой. Уже не нужно было ютиться по чужим углам. Жизнь стала налаживаться, с отцом жилось легче. Но радость оказалась недолгой. Вскоре глава семьи погиб. Леонтий Матвеевич до сих пор помнит тот день, когда они прощались с отцом. Осталась эта боль незаживающей раной на сердце. И со смертью отца закончилось детство Леонтия.

Мама работала в колхозе, но ее доходов не хватало на корма для коровы. Пришлось кормилицу продать. А Леонтий, будучи еще совсем мальчишкой, устроился рабочим на кирпичный завод. Копал глину наравне со взрослыми. Потом ее размачивали, добавляли песок и возили тачками к столам, а там уже другие работники выкладывали в формы и отправляли Мама работала в колхозе, но ее доходов не хватало на корма для коровы. Пришлось кормилицу продать. А Леонтий, будучи еще совсем мальчишкой, устроился рабочим на кирпичный завод. Копал глину наравне со взрослыми. Потом ее размачивали, добавляли песок и возили тачками к столам, а там уже другие работники выкладывали в формы и отправляли в печь. Пока ходил в школу, работал на каникулах, а, закончив семь классов, уже круглый год трудился на заводе. Каждый день по девять километров приходилось ходить мальчишке туда и обратно, но деваться было некуда. Благо, прямо на завод каждый день привозили хлеб. Не бесплатно, конечно, – давали за деньги, но с хлебом уже было проще. Отработал на заводе Леонтий до ухода в армию. Служил в войсках противовоздушной обороны, а вернувшись, пошел учиться на тракториста в Малоберестовицкое СПТУ. Одиннадцать месяцев учебы пролетели, как один день, и молодой механизатор вернулся в родной колхоз имени Дзержинского. 

Труду хлебороба – почет



Без малого 35 лет отработал Леонтий Данильчик в хозяйстве. Первое время был звеньевым по выращиванию картофеля. В его обязанности входили посадка, обработка и уборка «второго хлеба». Сколько же радости было у парня, когда осенью выращенный картофель давал высокие урожаи – по 260 центнеров с гектара! Бывший секретарь райкома партии Алексей Априщенко приезжал на поле, хвалил молодого тракториста, ставил другим в пример. 

Парню хотелось работать еще усерднее, еще больше души вкладывать в свой труд. Летом Леонтий садился за штурвал комбайна и был причастен к главному труду хлебороба – жатве.

И здесь он старался быть в лидерах не потому, что хотел выделиться или заслужить очередную Почетную грамоту. Просто не умел по-другому, ибо с самого детства был приучен к тому, что хлеб дается упорным трудом и никак иначе.

Я не помню, какой это был день. Зашел утром в контору, а мне говорят: «Поздравляем, ты ордена удостоен». А я не верил сначала, думал, что шутят. Ведь, казалось, работал, как все, и ничего выдающегося не сделал. А тут вот такие новости! –рассказывает Леонтий Матвеевич. – Орден мне вручили в Свислочи на собрании. Гордость переполняла и благодарность, конечно, за то, что оценили мой труд, что не зря работал от зари до зари, вспахивая поля, засевая и убирая урожай. Мне только 36 лет было, когда орден получил. 

Награда обязывала, но он и не собирался сбавлять темпы. Бывало, по 14 часов в сутки, особенно во время уборки, работал  на и стогометателе. И вот они – итоги его труда! Вскоре после ордена Леонтий Данильчик был удостоен медали «За доблестный труд», в копилке наград три знака «Ударник социалистического соревнования», знак «Ударник коммунистического труда». А кроме того, много почетных грамот. Он бережно хранит все свои награды, хоть почти никогда не надевает их, не выставляет напоказ. 

   Шестьдесят один год вместе


Может быть, его успехи не были бы такими блистательными, не будь рядом той, которая все эти годы была не только надежным тылом, но и лучшей в мире женой, прекрасной матерью, замечательной хозяйкой и человеком с золотым сердцем. 

Они познакомились на танцах в Свислочи. Выходные дни у Леонтия случались не часто, но когда уж выпадал такой денек, парень спешил в райцентр. Танцором он был – каких поискать: выплясывал так, что ноги почти земли не касались. А девчата на танцах –загляденье: одна другой краше. Но в сердце как-то ни одна не западала, пока однажды не увидел одну, совсем на других не похожую. Пригласил на танец, раз, другой, третий и уже не сводил с нее глаз… Потом были встречи. Тоже не частые, потому что большую часть времени парень проводил за рулем трактора. Девушку звали Аней. Тоненькая, ясноглазая, веселая. А как она пела! Словом, влюбился Леонтий и уже не представлял себе жизни без Анечки. Три месяца встречались и решили связать свои судьбы воедино. Была у них свадьба. Аня в белом подвенечном платье и фате казалась Антону сказочной принцессой. Хотя он никогда и не видал-то этих принцесс, но, впрочем, ни одна из них не могла бы сравниться с его Анютой. 

Первое время жили в Свислочи на квартире у учительницы Нины Даниловны Калюты. Это благодаря ей Аня из Доброволи, где работала почтальоном, устроилась техничкой в школу райцентра. Ее тоже судьба не баловала. У матери было шестеро детей. Все трудиться научились с малолетства. И Аня не    была белоручкой. Так что жену Леонтий выбрал достойную, себе под стать.

Квартировали в Свислочи недолго, а потом переселились в Дудичи. На месте старого дома, построенного отцом, потихоньку начал строиться новый, большой, красивый. Но, прежде чем справить в нем новоселье Леонтию и Анне пришлось, ох как много трудиться. Он –на тракторе, она – в полеводстве. Считали и берегли каждую копейку, чтобы скорое закончить строительство. И вот, наконец, счастливые новоселы заселились в новый дом. В нем выросли дети: две дочурки Татьяна и Галина и сынок Михаил. Обе дочери – в Гродно. Татьяна – много лет отработала в горячем цеху, была поваром. У нее два сына – Дима и Матвей. Уже оба взрослые. Младшая Галина тоже в Гродно. Вырастила сына Андрея. 
К великому сожалению уже ушел из жизни средний сын Михаил. Но остались его дети – Ольга и Александр. Все внуки тоже успели вырасти, создали свои семьи, подарили бабушке с дедушкой пять правнуков. 

В прошлом году Леонтий Матвеевич и Анна Михайловна отметили бриллиантовую свадьбу. Это значит, что прожили супруги вместе шесть десятилетий. Как драгоценные бусинки, они нанизывали на нитку судьбы эти годы. По такому прекрасному поводу в доме собрались дети, внуки, правнуки. Как радостно было на душе у седых «молодоженов», сколько теплых слов благодарности и признательности они услышали в тот день от родных людей. Да, собственно, они слышат их каждый день от дочерей, внуков, правнуков. Тех, кого растили, любили, кому отдавали всю без остатка душу. А теперь сторицей возвращается та любовь и забота. 

Ядвига Кобринец
Фото автора из архива семьи Данильчик 

Предыдущая статья

Заседание Совета постпредов стран СНГ пройдет 30 октября в Минске