banner

Свислочский брэнд выходит на европейский рынок

19 Июня’11
2001

Свислочский брэнд выходит на европейский рынок

Немногие предприятия в наше время могут похвалиться тем, что проблем с зарабатыванием валюты у них нет. Одно из них – ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели». Здесь успешно реализуются выгодные контракты, заключенные с немецкими и польскими фирмами, рассматриваются новые предложения для оформления сделок с литовскими предпринимателями. По словам директора предприятия Анатолий Анатольевич Белко, спрос, причем валютный, на продукцию фабрики превышает предложение, а это значит, что перспективы для дальнейшего развития производства на фабрике как нельзя хороши.

Курс – на экспорт

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокСегодня ОАО производит мебельный щит разных размеров, строганную профилированную доску, поддоны. Из деловых отходов производятся дверные коробки, комплектующие для дверей, под заказ – половая доска, блок-хауз, вагонка. Последнее – в основном на внутренний рынок, но, так как экспортная продукция рентабельнее в разы, предприятие переориентировалось полностью на экспорт.

Свислочскую профилированную доску на «ура» покупают немецкие заводы, которые занимаются ремонтом и изготовлением фур, прицепов и полуприцепов. Там ее используют для крепления каркасов тентов. Ее производство гораздо проще вагонки, а продажа более выгодна: 1 кубометр стоит 215 евро.

Идет отправка мебельного щита в Польшу для дочернего предприятия крупной шведской кампании «ІКЕА», которая специализируется на изготовлении изделий из дерева, продаже мебели и товаров для дома.

Из боковой доски, попросту отходов, изготавливаются поддоны, которые также отправляются за границу. За 1 кубометр платят более 700 тысяч рублей без НДС. На внутреннем рынке этот материал мог бы пойти только на штакетник, но, согласитесь, по такой цене реализовать его у нас нереально.

– За счет валютной подушки нам удается поддерживать на уровне заработную плату, расценки и в целом социальный пакет, – говорит Анатолий Анатольевич.

Он возглавляет предприятие с 2007 года. В то время от былой славы свислочской лозовой мебели практически ничего не осталось. Основными видами продукции были поддоны, черенки, топорища. Производственная база предприятия досталась молодому директору в крайне изношенном состоянии. Продукция не пользовалась спросом, зарплата упала, люди стали уходить с фабрики.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокИмея за плечами опыт ведения частного бизнеса, новый руководитель за возрождение производства взялся, руководствуясь рыночными категориями.

В 2008 году на фабрике началась коренная модернизация, целью которой было строительство современного деревоперерабатывающего производства, обеспечение нормальных условий труда и достойной зарплаты в сельской местности. Первая очередь – цех деревообработки – введен в строй в мае 2010 года. Установленное здесь оборудование позволяет производить любую продукцию из древесины, начиная от погонажных изделий и заканчивая мебелью из массива.

Каждый сучок – в дело

Свислочский брэнд выходит на европейский рынок– Главное, что здесь достигается высшая цель каждого рачительного хозяина – полный цикл переработки древесины, то есть безотходное производство, – рассказывает директор. – Например, при изготовлении профилированной доски используются 4-метровые заготовки. Длина доски – 3,2 метра. Оставшиеся 80 см можно было бы просто выбросить, но мы их сращиваем в длину, режем на полоски и делаем мебельный щит, рентабельность от продаж которого удивит даже несведущего в экономике человека – от 40 до 70 %. При наращивании объемов производства этот показатель увеличится на 20 – 30 %.

Из полосок более низкого качества здесь делают клееную плиту, которая пользуется большим спросом у фирм, обеспечивающих ритуальные услуги. Когда из боковой доски идет распиловка сырого леса, все, что тоньше, похуже, идет на изготовление поддонов. Выгодно изготавливать все.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынок– Для производства изделий на заводы «ІКЕА» нам нужны живые суки, а это верховая часть древесины, то есть то, что обычно пускают на дрова, – раскрывает технологические тонкости Анатолий Анатольевич. – Толстые первые отрезы не годятся, они изобилуют черными суками и смоляными карманами, которые приходится вырезать и перерабатывать. По сути, мы перерабатываем ту древесину, которой никто не хочет заниматься. А у нас для этого имеются и своя распиловка, и сушка, и строгание. И это не предел. Можно было бы думать и о следующих этапах переработки.

Леса у нас достаточно, один недостаток в том, что, как правило, мы имеем дело с искусственными посадками, в которых деревья растут упорядоченно. Сучки в них начинаются на высоте от полуметра (для сравнения, на дереве, выросшем в естественных условиях, на первых шести метрах сучков вообще не найдешь). Так вот эти сучки мы отдельно вырезаем, сращиваем и пускаем на клееную плиту, которая в три раза дешевле мебельного щита, Но, как я уже говорил, ее у нас с успехом покупают фирмы. И это рентабельно, а раньше это все мы выбрасывали.

Сейчас ведем переговоры с одной литовской фирмой, чтобы прессовать в брикеты еще один вид отходов – сухую стружку. Сделав это, мы полностью выйдем на безотходное производство.

К слову, котельная здесь работает только на производственных отходах. Анатолий Анатольевич шутит, что если бы фабрика располагалась поближе к горпоселку, можно было бы еще и половину Порозово отапливать.

Прощайте, старые стены!

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокВ июне нынешнего года завершатся работы по строительству цеха лесопиления, и пилорама переедет в новое помещение. Честно говоря, условия труда на лесопилке до этого ничего завидного собой не представляли. Именно в этом цехе сосредоточен костяк прежнего коллектива фабрики, тех, кто на ней уже по 20–30 лет. Среди них мастер цеха лесопиления Галина Томашевна Шкулепа, которая на фабрике с небольшим перерывом с 1980 года, станочники Станислав Чеславович Поплавский и Валерий Иванович Савицкий – первый работает уже 29 лет, второй – более 20. Это опытные мастера своего дела, которые остались верны фабрике в самые тяжелые для нее времена, а потом терпеливо создавали новое производство, веря, что добрые перемены обязательно произойдут. И их ожидания оправдались.

Цех лесопиления расположится в отапливаемом воздуходувом помещении, в котором минусовые зимние температуры не будут влиять на работу механизмов. Конечно, понадобится некоторое время, чтобы отладить технологию, подобрать кадры. Специалисты, особенно кадры среднего звена, здесь очень нужны.

В общей сложности на строительство нового модуля фабрики затрачено свыше 10 млрд рублей. Пришло время выходить на производственные мощности. И это не пугает дирекцию. Даже во время строительства, в самый разгар его, фабрика давала в год по 40–50 % роста продукции. По итогам четырех месяцев 2011 года темп роста объемов производства составил 440 %. За 3,5 года производство увеличилось в 13 раз.

 Сегодня фабрика едва успевает справляться с заказами. Спрос на продукцию хороший. А это значит, что деревообработчики могут быть спокойны за то, что уж чего-чего, а работы им хватит. Назрела необходимость открывать вторую смену. Директор уверен, что жизнь все расставит по своим местам, экономические рычаги заработают и люди придут на фабрику.

– Наладив производство, можно будет подумать и о строительстве жилья для специалистов, – строит планы на будущее Анатолий Анатольевич.

Собственное жилье очень нужно для фабрики. Сегодня здесь работают не только жители Порозово, но и свислочане. Было бы жилье, кто-то обосновался бы здесь навсегда, можно было бы рассчитывать на приезд молодых специалистов, которых как воздуха не хватает предприятию. В последнее время интерес к фабрике проявляют и желающие найти достойную работу из Волковысского района. Их здесь готовы принять. И, как и в случае с жителями Свислочи, решить вопрос с подвозом на работу.

…А тем временем новоселье ждет и администрацию открытого акционерного общества. Из старого здания она переселяется в только что отстроенное современное помещение.

Офис расположен сразу же у въезда на территорию фабрики. Материалы, использованные при строительстве, преимущественно свои. Снаружи здание, отделанное блок-хаузом, производит впечатление бревенчатого деревенского домика, теплого и уютного, как и само это деревообрабатывающее производство, насыщенное ароматами леса.

Идут приятные хлопоты, заказана мебель. Мы присутствовали в момент, когда Анатолий Анатольевич обсуждал с представителем фирмы, какого цвета должна быть мебель. Выбор пал на темные тона, которые, очевидно, будут хорошо гармонировать с внутренней светлой отделкой кабинетов.

А следом за этим переселением – благоустройство территории фабрики и строительство автомобильной стоянки. Газоны, цветники, беседки займут места, которые им определят специалисты проектного бюро. Все это вместе взятое и поставит завершающую точку в строительстве. Но не в производстве, которое только выходит на европейский рынок и начинает отрабатывать свислочский брэнд.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокН. И. ОРЕЛ, начальник производства:

– Наше конвейерное производство предполагает высокий уровень дисциплины и культуру труда. Конечно, людям сразу трудно перестроиться, но со временем все придет. Это с одной стороны, а с другой, посмотрите, какие созданы условия для труда и быта работающих: сдельная оплата труда, нормированные рабочий день и неделя, доставка иногородних на работу транспортом, нетяжелая работа (большинство на фабрике – женщины), горячее и холодное водоснабжение, комната для разогрева пищи с микроволновкой, санитарно-бытовые помещения, душевые.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокЖ. Н. ШЕСТАК, столяр-станочник:

– Я работаю на прессе, приходится контролировать несколько рабочих моментов. Справляюсь. Наверно, потому что женщинам несложно одновременно удерживать в голове под контролем несколько дел.

Все мы здесь работаем сравнительно недавно: кто год, как я, кто полтора, два, но что мне нравится, так это наш коллектив. У нас складываются свои традиции, которые, я надеюсь, приживутся. Все вместе, дружно мы празднуем Новый год, свой профессиональный праздник – День работников леса. Это тоже важно.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокС. М. ВОЛК, столяр-станочник:

– Я работаю здесь третий год. Езжу на работу из Свислочи. Первое время были проблемы с тем, чтобы добираться на работу, но сейчас предприятие организовало и оплачивает нашу доставку на работу и домой. Конечно, идеальный вариант – работать там, где живешь, но разве это расстояние – 23 километра? В больших городах люди и не за столько на работу ездят.

Свислочский брэнд выходит на европейский рынокБ. А. АРСЕНЬЕВ, водитель погрузчика:

– Работаю здесь год, перешел из дорожной организации. Зарплата у меня та же, а условия труда гораздо лучше.

Р. Р. ГОЙЛИК, столяр-станочник:

– Я пришла сюда из сельскохозяйственной организации. Всегда считала так и агитировала всех за это: если хочешь заработать – работай. Как говорит наш директор, жалованье (от «пожаловать, сколько не жалко») у нас не платят. А заработать можно.

Ядвига КУРИЛО.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

На снимках: А. А. Белко; к отгрузке на экспорт готовы; так делают заготовки для мебельного щита; в раздевалке; новый офис.

Предыдущая статья

Гарачы чэрвень 41-га