Мастеру пункта перестановки вагонов Волковысского вагонного депо (станция Свислочь) Людмиле Александровне Веселовской знаком каждый миллиметр территории. Миллиметр, и в этом нет преувеличения. Ей, железнодорожнику с немалым стажем, наша 1520-миллиметровая железнодорожная колея и западная узкоколейка (1435-миллиметровая) стали совсем родными.
Рельсы родные, и родня «на рельсах». Отец, Александр Николаевич Олешкевич, в свое время отдал железной дороге 44 года, пройдя путь от слесаря до начальника ПТО. Мама, Люцина Камильевна, — пенсионер железной дороги. Муж, Иван Эдмундович, пришел сюда сразу же после армии, сегодня осмотрщик-ремонтник. Одна из дочерей Людмилы Александровны, Татьяна, тоже «записалась» в железнодорожники: закончив Брестский железнодорожный техникум, учится на 5-м курсе Белорусского Гомельского университета транспорта. Сын Дмитрий работает на перестановке в Гродно. В стрелочницах трудится сестра Лариса Александровна Большакова, ее муж, Сергей Владимирович, — мастер ПТО. Зять Андрей Курлович тоже на перестановке. И племянник Александр здесь.
Сама Людмила Александровна на станцию пришла сразу же после школы. Девять лет проработала оператором-сведенистом. Потом два года отдыхала от стука колес, а в 1988 году снова вошла в колею. Железнодорожную: работала бригадиром по ремонту подвижного состава и тележек. Осень 1994-го тоже вписана в трудовую биографию Людмилы Александровны: ее перевели в мастера. «Стала отвечать не только за тележки, но и за людей».
Вот она — ее любимая «перестановка». Грузовая. Единственная в своем роде во всем Барановичском отделении. «Мы находимся в чистом поле, так как переставляем опасные грузы, — рассказывает по ходу Людмила Александровна, — желтый фосфор, дихлорэтан». Открыта перестановка на базе станции Свислочь в 1969 году. Сегодня на ней 40 электродомкратов грузоподъемностью 40 тонн. Парк отстоя грузовых тележек. Козловой кран (его «коллега» по подъему тяжестей командирован в Гродно) сейчас весь в работе: нужно справиться с 25-ю вагонами. Каждый вагон, как человек, имеет свой паспорт. Вот, к примеру, эта цистерна забракована за неисправности. Прошла ремонт и будет отослана по адресу: ст. Речица, Белорусская ж/д. На каждом вагоне, обращает мое внимание Людмила Александровна, есть цифра-подсказка: 27 — казахская дорога, 20 — российская, 21 — наша, белорусская...
Словом, куда ни глянь — кругом металл. «В солнцепек, когда на улице 30 0С, у нас здесь все 40 от накалившегося железа». Но не только солнце здесь дает о себе знать. Вторая стихия, прямо влияющая на ход работы, — ветер. Его скорость постоянно отслеживает сигнальный анемометр: 2,9 м/с, резкий порыв — и 6 м/с. Дойдя до отметки 9 м/с, прибор дает сигнал, и машинист крана прекращает работу. Опасно. Да, не курорт здесь. Но...
— Текучести кадров у нас нет, — говорит мастер. — Если приходят в ПТО, то остаются надолго. Люди все опытные, ответственные, проверенные.
Наверное, такие, как она сама. 22 года на ПТО!
1 августа (спасибо, подсказал начальник ПТО Евгений Петрович Лесоцкий) у Людмилы Александровны юбилей. Поэтому мы поздравляем ее не только с профессиональным праздником, но и с 50-летием!
Наталья КОМАР.
Фото Григория ШИРЯЕВА.