Как вы думаете: что связывает нашу деревеньку Демидовичи с поселком Летнереченским, который расположен в Республике Карелии, входящей в Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации? Ответ довольно прост – людские судьбы.
«Я родом из Советского Союза», – так начала рассказ о себе Мария Сергеевна Гаврило. В этом, наверное, и есть судьбоносный посыл, следствием которого стали почти полвека жизни на севере России, среди карелов. Выросла же Мария Сергеевна на Свислоччине в многодетной семье, в которой кроме нее воспитывались еще сестра и трое братьев. Но никому из пятерых не предначертано было остаться в родных Демидовичах. Разлетелись кто куда. Ближе всех к родительском дому старшая Елена, она живет в Занках. Михаил и Анатолий – минчане. Виктор, полковник в отставке, бросил якорь в Санкт-Петербурге, хотя многие годы его жизни и службы связаны с той самой Республикой Карелией. Он служил в пограничных войсках. Сначала все больше по Карелии, потом был переведен в Северо-Западный пограничный округ.
Мария Сергеевна в свое время окончила Желудокское медучилище. На практике осваивала выбранную профессию медсестры в Святске, что в Гродненском районе. А в 1970-е как-то отправилась в гости к старшему брату Виктору. В поселок Летнереченский. Да так и осталась.
– Поехала я туда поначалу в отпуск, – вспоминает женщина, перебирая фотографии. – Мне там так понравилось! Летнереченский приглянулся. По размеру он примерно такой, как Свислочь. Природа тоже очень красивая. И больница местная мне понравилась. Загоревшись переездом, сходила к главному врачу, узнала насчет места. «А вы надолго к нам?» – спросил он. «На три года как минимум», – говорю. Это я тогда так считала. А вылились загаданные три года в почти пятьдесят, если быть точной – сорок восемь, лет жизни в Карелии. Работала в поликлинике на хирургическом приеме (я хирургическая медсестра). Замуж вышла. Муж мой – Александр Стенников – был русским, работал мастером на ГЭС. Сын, кстати, учился в Минске в технологическом. Так и остался в Беларуси.
Вернулась на малую родину, в Демидовичи, Мария Сергеевна для того, чтобы ухаживать за старенькой мамой. И хотя вот уже почти год, как ее не стало, не спешит уезжать обратно в Карелию. Неимоверно дорог ей родительский дом. Это то место, куда неизменно спешат на побывку и Минск, и Санкт-Петербург, и Летнереченский. Раньше, правда, мама всех своих детей встречала-привечала. А теперь…
– Как же я уеду? – спрашивает себя Мария Сергеевна. – Кто ж тогда встретит родных? Холодный дом с замком на двери? Нет, не отпускают меня пока Демидовичи. Мне здесь спокойно. Не знаю, может быть, и вернусь когда-нибудь в Карелию. А пока лишь ежегодно езжу туда и с благодарностью вспоминаю людей, с которыми судьба сводила меня в жизни. Жила я как своя среди своих. Вообще, Карелия – многонациональный регион. Нашего брата-белоруса тоже много. А какие у меня там были коллеги, какие соседи! Мы и на площадке, и в целом подъезде – ну одна семья. И теперь, когда приезжаю, спрашивают: «Ой, ты, может, уже насовсем?» «Нет, – отвечаю, – еще не насовсем». В Летнереченском мне жилось очень комфортно. Вот все говорят, что в Беларуси очень приветливый народ. На мой взгляд, там тоже все доброжелательны. – И добавляет: – Переплетено все в нашей большой родне. Беларусь – Россия… Связи такие, что не разорвать.
Сейчас Мария Сергеевна живет мыслями о хлопотах на огороде. Трудиться на отчей земле ей легко и приятно. Вдохновляет и радует красота белорусской весны.
– У нас здесь овраг, – с любовью к родным местам говорит эта милая женщина. – Он весь в яблонях. Зацветет вот сейчас, в мае, – прелесть! А сколько в деревне сирени, черемухи, жасмина! Придет время – будет стоять запах на всю округу. Птицы поют – благодать. Просто отдыхаешь душой. А летом в Летнереченский съезжу. Там ведь тоже живет часть моей души.
Наталья ТУРКО
Фото автора
Электронная
подписка на «СГ»
Подробнее
подписка на «СГ»