banner

Без суеверий жить легче

05 Февраля’17
1478

 

Дорогие читатели, сегодня хотелось бы поговорить о суевериях. Часто можно услышать, как человек прямо называет себя суеверным. На вопрос «Почему вы так боитесь черной кошки?» он отвечает: «Я суеверный».

 

Само слово «суеверие» состоит из двух разных слов «суя» и «вера». «Суя», если говорить современным языком, – это «пустота», «чушь» или попросту «ерунда». Вера в таинственную силу событий, которые случайны. Вера в силу предметов: красную нить на запястье, амулеты из камней и драгоценных металлов, черную кошку, женщину с пустым ведром, звон в ухе и т.д. Все эти верования имеют прямую связь с язычеством, которое обожествляет созданные Богом явления видимого мира. Например, всем известная астрология наделяет божественной силой звезды, говорит об их способности влиять на судьбы людей.


Самое печальное, что даже среди верующих христиан немало тех, кто с интересом читает астрологические прогнозы, расставляет мебель по фэн-шую, носит множество амулетов и одновременно посещает воскресное богослужение. Когда беседуешь с такими людьми, то чаще всего от них можно услышать: «Ну как же не верить? Все ведь сбывается! Я ехал на машине, черная кошка перебежала дорогу, а потом меня остановила ГАИ и оштрафовала за непристегнутый ремень безопасности!» И кто же виноват? Кошка или все же ты сам? Сюда же можно отнести и боязнь технического прогресса, а именно компьютеров, микроволновых печей, банкоматов, сотовых телефонов как проявлений дьявольской силы.


А сколько суеверий, которые в разных странах означают совершенно противоположные вещи. У нас считается плохой приметой во время застолья сидеть на углу, а в некоторых странах Азии за угол стола сажают самых почетных гостей.


Еще есть заблуждения, которые можно наблюдать в церковной жизни. Передавать свечи через левое плечо, очищать верх пасхального яйца от скорлупы перед освящением, делить крещенскую воду на «иорданскую» и «богоявленскую». Или в последние годы стало модным окунаться на Крещение в прорубь «чтобы весь год быть здоровым». Мы крестим детей не ради того, чтобы можно было приносить их в церковь и вместе причащаться Святых Таин, не ради того, чтобы с «молодых ногтей» прививать им христианскую веру и жизнь по ней, а просто потому, что «так все делают, чтобы соседи не обговорили, не сглазили» или «чтобы ребенок просто не болел и по ночам не плакал».


Посмотрите, как часто можно услышать: «От алкоголизма нужно молиться Божией Матери Неупиваемая Чаша». Речь идет уже не о молитве Божией Матери, а Ее иконе. А как же просили у Богородицы помощи близкие несчастных пьяниц в то время, когда и иконы такой «Неупиваемая Чаша» еще не существовало? А ведь такая икона стала известна всего лишь с 1878 года!


Чаще всего мы относимся к Богу не как к нашему любящему Отцу, а как к высокопоставленному чиновнику, с которым выгодно дружить. Редко кто молится: «Господи, научи меня никого не осуждать, не завидовать, не гневаться и быть добрым человеком!»


Основная причина суеверий – неправильное отношение к Богу. Мы только хотим от Него получить земное, временное, тленное. Здоровье, которого к старости почти ни у кого не бывает; богатство, которое не приносит радости, когда нет здоровья; уважение, которое исчезнет, как только за нами захлопнется последняя дверь – смерть.


«Сын, дай мне твое сердце», – говорит Господь (Притч. 23, 26). Он хочет, чтобы мы любили Его так, как любят дети своих родителей. Просто за то, что они есть, дали им жизнь, открыли этот чудесный, радостный и одновременно непростой мир. Плохи те дети, кто ухаживает за своими престарелыми родителями ради одного наследства и денег. Но как мы хвалим тех, кто не забывает своих пап и мам, бабушек или дедушек, даже если те в свое время бросили их, забыли и жили в свое удовольствие и только к старости, у «разбитого корыта», вспомнили о своих детях и внуках. Мы говорим «у них доброе сердце». Именно такое сердце просит Господь дать Ему. Не верить во всякую чушь, но быть в наше время разумными и мудрыми людьми, с настоящей и живой верой.


Давайте же, дорогие читатели, забудем все суеверия, откроем запылившуюся на полке Библию и начнем жить так, как учит Господь наш Иисус Христос: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими» (Лк. 21:34).

 

Священник Дионисий ЧЕРНЯЕВ,

клирик храма Воздвижения Креста Господня г. Свислочи.

Предыдущая статья

Лед хорош, но…