banner

Я сделал вам добро. Вы мне должны...

26 Марта’12
1903

Как-то в одной столичной больнице случайно пришлось быть свидетельницей довольно комичной сцены. Пациентка изо всех сил пыталась всучить взятку врачу. Тот как мог отказывался, упирался, но женщина была более чем настойчива. Несмотря на все ее доводы, врач взятку не принял. Тогда она беспардонно открыла ящик его стола и положила туда деньги, считая, что инцидент исчерпан. Однако это вывело врача из себя, и он довольно грубо вернул деньги обратно.
А что же женщина? Вы думаете, она облегченно вздохнула, осознав наконец, что врач оказался порядочным человеком и за исполнение своих прямых обязанностей, скрепленных клятвой Гиппократа, не требует дополнительных вознаграждений? Как бы не так. Она была в шоке. По ее понятиям, врач этот уже никоим образом не станет ее лечить добросовестно, ибо... не будет чувствовать себя обязанным. Вот логика! Но был бы этот случай единичным. Увы! Сегодня сплошь и рядом кто-то кого-то пытается задобрить таким образом, и, что греха таить, получается. Но оставим в покое взятки. Не о них сегодня речь. Или не только о них.
Не секрет, что если нам сделал кто-то что-то хорошее, мы стараемся его отблагодарить тем же. Это нормально. Но значит ли сие, что тот человек непременно ждет от нас шага ответного? Может быть, он сделал это совершенно бескорыстно и даже не помышляет о вознаграждении. Разве так не бывает?
А если мы сделали кому-то что-то доброе, то непременно с намеком на то, что «дары» будут отдаренными? А коль так, то можно ли это (нами содеянное) назвать добром? Может быть, это всего лишь сделка, проявление тщеславия, желание выпятить себя, любимого, заставить думать о себе как о неком добродетеле и сделать обязанным другого надолго, если не на всю жизнь?
Недавно совершенно случайно услышала нечто потрясающее о человеке, которого знаю много лет. Знаю как исключительно порядочного, открытого и доброжелательного, но, даже ведая все это, я была буквально поражена его удивительным поступком.
Однажды, будучи в Гродно и встретившись на улице с бомжом, он снял с себя куртку и ботинки, отдал этому убогому человеку, а сам пошел на вокзал в носках.
Разумеется, в глазах прохожих он выглядел чудаком, а для кого-то вообще казался ненормальным. Но его это мало волновало. Он сделал то, что в тот момент ему велело сердце, и совсем ничего не ожидал взамен. Он никому сам об этом не рассказывал, и факт этот всплыл наружу лишь потому, что кто-то из знакомых был очевидцем истории и стал потом пересказывать ее другим.
Кто из нас способен понять такой поступок? А повторить? Боюсь, что таких наберется ох как немного. Альтруистов среди нас, увы, единицы.
Ты мне – я тебе. Вот какой неписанный закон торжествует порой в нашей жизни. Если какой-то дядя занимает мало-мальски ответственный пост и снизошел к тому, чтобы сделать кому-то благое дело, то уж этот кто-то должен быть ему обязан по гроб жизни.
Приходилось сталкиваться с подобным, не так ли?
Только не надо называть добром, уважаемые «благодетели», то, к чему вы некогда снизошли. Ибо это имеет совсем иное название. И оно даже рядом с добром никогда не стояло.
Смею вам напомнить, что добро, если оно добро, делается бескорыстно. И уж точно не кричат о нем на всех углах.

Ядвига КОБРИНЕЦ.

Предыдущая статья

Свіслач – Пскоў: спартыўны саюз