banner

«Янушкевич, вам медаль!»

15 Февраля’19
1482
Давно уже на политической карте мира нет страны СССР, солдаты которого исполняли свой интернациональный долг в далеком Афганистане. Но это – часть их жизни. И все, кто вернулся, кто выжил на той войне, всегда будут помнить свой «Афган».

Обычный кукличский парень Иван Янушкевич ничем особенным среди своих сверстников не выделялся. Разве что тем, что рос в многодетной семье, где воспитывались четыре сына и дочь. Но в те времена большие семьи в деревнях редкостью не были. Как все дети ходил в школу, помогал по хозяйству родителям, в свободное время гонял мяч на школьном стадионе. 



А в это время в далекой горной стране уже была сформирована особая общность людей под названием Ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

Когда пришло время Ивану идти служить в армию, не «косил» и от повесток не прятался. Негоже это было делать внуку двух дедов-фронтовиков, бивших когда-то фашистов. 
Так, одним из солдат-срочников, призванных на службу в ноябре 1984 года, на афганской земле оказался 18-летний Ваня Янушкевич.

Сначала нас направили в Узбекистан, в г. Термез, в учебку, – вспоминает Иван Иванович. – Через три месяца, в феврале 1985 года, мы оказались на территории Афганистана. Наша часть дислоцировалась в тридцати километрах от Баграма. А так за два года чуть не весь Афган объездил. Сначала заряжающим, а потом наводчиком орудия на танке Т-62.

Прошло 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, выросло новое поколение людей, и воспоминания участников тех боев уже не так свежи, как раньше, но по-прежнему сжимают сердце, бередят душу.

Принимали участие в крупных армейских операциях. Иногда по два месяца не бывали в расположении дивизии. Несколько раз сопровождали колонны с грузами, но чаще всего воевали.

Невозможно привыкнуть к гибели товарищей. Часто поднимут ночью по тревоге – и вперед, в бой. Возвращаемся в казарму, а там уже три-четыре койки стоят, застеленные по-особому. Ты всего лишь несколько часов назад общался с этим парнем, водой делился из фляги, а его уже нет в живых. К этому нельзя привыкнуть.

Самые теплые воспоминания – это письма из дома. Мне все писали: мать, братья, сестра, друзья. Иногда вернешься после боевого выхода в казарму, а там пачка писем на тумбочке лежит. Разложу их по порядку и читаю. Я всегда был в курсе всех домашних новостей, – говорит Иван. 

Там, на афганской земле, довелось ему встретить земляка. Он на полгода позже призывался и знал, где Иван служит. 

Стою в беседке, чищу обувь, тут кто-то подошел сзади и хлоп по плечу. Поворачиваюсь, смотрю – Вася Ламан стоит. Он приехал получать новую технику и нашел меня. Посидели, поговорили. Я ему показал фотографию своей сестры Гали, она ему запала в душу. Потом они поженились, и теперь мы родственники.

В Афганистане я пробыл до февраля 1987 года. О том, что был представлен к награде, я знал, но тут «дембель», так и уехал домой. А месяца через три позвонили из военкомата и сказали зайти. Я приехал в Свислочь, пришел к военкому. Он и говорит: «Вот, Янушкевич, пришла вам медаль «За боевые заслуги». Руку пожал, отдал медаль и все. 
Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года в соответствии с заключенными в апреле 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг Демократической Республики Афганистан. Советский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля следующего года.

Интересный случай произошел уже после вывода, в 1990-м. Брат Володя попал служить во внутренние войска, его часть дислоцировалась под Минском. Поехали мы с матерью к нему на присягу. После торжественной части присели, как и все, на траве перекусить. Гляжу – идет знакомый офицер. Я и говорю: «Вон, смотрите, мама, идет мой начальник штаба из Афганистана, подойду, поговорю». Подошел и говорю: «Товарищ подполковник, разрешите обратиться». Он посмотрел на меня и говорит: «Да, слушаю вас». Я и говорю: «Ваша фамилия Воробьев?» «Да», – отвечает. «Вы были начальником штаба в Баграме, у командира роты Шинаева?» «Точно», – говорит. «Я тоже там служил». «А здесь что делаешь?» – спрашивает. «Да вот к брату на присягу приехали с матерью». Он подошел к нам и пригласил к себе в гости. Сутки у него гостили.

Можно по-разному оценивать те события 30-летней давности. Но наши дети и внуки должны знать об афганской войне. А мы должны приложить максимум усилий, чтобы такое больше никогда не повторилось.

Игорь БОЯРКИН.
Фото из личного архива Ивана Янушкевича.

Предыдущая статья

Новае да Дня беларускага пісьменства, сучасныя СМІ і інфармацыйная бяспека. Міністр інфармацыі краіны Аляксандр Карлюкевіч у рамках адзінага дня інфармавання наведаў Карэліцкі раён (+відэа)