Сегодня узкая (1435 мм) европейская колея – особенность железнодорожной станции Свислочь.
У нас 18 путей узкой колеи. Протяженность дороги Свислочь – госграница (главный ход) 14,3 км. От Свислочи до соседней Польши всего 14 километров, а до первой польской станции – 22.
Станция Свислочь долгое время имела важное военное значение. В 1969 году для движения грузовых поездов был открыт погранпереход «Свислочь – Семенувка». В первой половине 1970-х годов на станции Свислочь построили инфраструктуру для перегрузки товаров. Для переработки тарно-штучных грузов, поступающих в крытом подвижном составе, построили склад ангарного типа, оборудовали пункт перестановки вагонов с тележек одной колеи на ходовые части другого стандарта. Пути европейской колеи заходят в этом месте на территорию республики на 14 км. В то же время широкая колея заходит на польскую территорию до станции Семенувка, где действует открытая грузовая платформа для перегрузки подвижного состава.
А в 1984 году у деревни Шадилки началась огромная стройка. На станцию непрерывно шли грузовые составы с различными строительными материалами. Возводили «Командный пункт ОВС стран-участниц Варшавского договора» – десятиэтажный подземный бункер посередине леса. Но не достроили – развалился Советский Союз. Станция утратила свое военное значение, да и объемы перегрузки значительно сократились.
Еще одной изюминкой станции является пункт технического обслуживания Волковысского вагонного депо и пункт перестановки вагонов. Не все грузы, идущие на экспорт в Западную Европу и импортируемые из Евросоюза, а это в основном каменный уголь, известковый камень, кокс, древесная щепа и древесина, можно перегружать. При помощи мощных электродомкратов и козловых кранов вагоны с бутаном, аммиаком и другими жидкими и газообразными грузами меняют колесные пары с широкой колеи на узкую и обратно. Сложнее всего переставлять вагоны с широкой на узкую колею. Даже в норме времени на это отводится 236 человеко-минут. Обратный процесс занимает 96 человеко-минут.
Деревянная щепа, как правило, идет в Польшу. Туда же отправляется и белорусский лес – баланс сосны. Из нашей республики, кроме леса, на внешние рынки отправляют газ. Он идет в основном венгерским потребителям. Уголь транспортируется из России в Европу. Кокс (уголь после обжига) – из Польши на восток. Кроме того, из Польши в направлении белорусской границы движутся грузовые поезда с известковым камнем. Но основной груз на станции Свислочь – все же российский уголь и щепа.
Ольга БУБЕНЧИК
Фото Татьяны КОВАЛЬЧУК
Подписывайтесь на телеграмм-канал «Наша Свислочь» по короткой ссылке t.me/nashasvisloch