banner

Не ругаю судьбу…

01 Октября’20
887
Бабтя1.jpgЕе лицо украшают морщинки – эти благородные линии мудрости, из-под разноцветного платка виднеется прядь убеленных годами волос, не потерявшие блеска глаза излучают неимоверное тепло, а искренняя улыбка располагает к приятной беседе… Сразу и не скажешь, что Софье Федоровне Никите уже девяносто лет – бодренькая, разговорчивая и, слава Богу, на своих ногах.

Родилась Софья Федоровна в 1930 году в Гриневичах, что в Порозовском сельсовете. В семье, вспоминает, было пятеро детей: Нина, Мария, Софья, Константин и Надежда. Не бедствовали – кормил свой кусок земли. Правда, и работать приходилось немало, к труду привыкали с малолетства. А тут еще и война. Память подводит бабушку, но то, с чем пришли на белорусскую землю фашисты, разве забудешь?! Проплывают черным облаком страшные воспоминания: «Зямлі ў нас было многа. Так атрымалася, што немцы акапаліся на нашым агародзе. Божа! А тут ніўка недалёка. Нам туды трэба. Мама з сёстрамі раней пайшлі, а я якось засталася, захапіла крыху хлеба і думаю: пабягу і я ў гэтую ніўку. А немцы стаяць. Я праз страх бягу і ўсё азіраюся. Ну, думаю, зараз страляць будуць у спіну. Бачу, не страляюць. Хутчэй, хутчэй бягу – і ў ніўку...»

После войны Софья «пайшла ў людзі». На время задержалась в Порозово (домработницей подрабатывала), а потом устроилась санитарочкой в свислочскую больницу. Думала, так здесь и останется. Но нет. Односельчанка, приехавшая из Караганды, стала звать Софью с собой: мол, чего молодой на месте сидеть! И девушка решилась. Получила расчет на работе (хотя, признается, отпускали ее скрепя сердце), поехала за новой жизнью и скоро убедилась, что все не случайно в этом мире.

Поездка в Караганду, почти за четыре тысячи километров от родного дома, стала для Софьи судьбоносной: там она встретила своего Леню. В 60-е годы вместе с мужем и сынишкой Сережкой вернулась из Казахстана на малую родину. Где было жилье, там и устроились: долгое время жили в Саках и работали на железной дороге. Она – старшей стрелочницей (так с поста стрелочницы и пошла на пенсию), он – грузчиком на станции. (К слову, их Сережа, в детстве часто бывавший у родителей на работе, тоже впоследствии выбрал себе железнодорожную профессию – был монтером пути.) В середине 90-х семья переселилась в Свислочь: сбылась мечта иметь собственную крышу над головой.

Сейчас Софья Федоровна живет одна. Уже шестнадцать лет нет рядом с ней ее Лени. Почти сразу после смерти мужа не стало и сына… Но эта маленькая улыбающаяся бабушка, несмотря ни на что, мудро сохраняет в себе бодрость духа. Не ругает судьбу за то, чего нет, а благодарит за то, что есть. Сохранить равновесие души помогает вера в Бога. Долгое время, рассказывает Софья Федоровна, пела в церковном хоре. Сейчас не поет, но сходить на службу по большим праздникам иногда находит в себе силы. Много молится дома (на столике возле кровати рядом с пузырьками лекарств всегда лежит «Молитвослов»). Говорит, тянется ее сердце к Богу. А как иначе? Верить нужно, ведь без Божьей воли ничего в мире не бывает. Веришь – и Бог тебе помогает. Она буквально вся в этом: каждый свой день начинает с молитвы, если смотрит телевизор – то исключительно канал «Союз» (слушает святых отцов, беседы со священниками, церковные песнопения), когда-то, активно увлекаясь вышивкой, попробовала поработать и со схемами на религиозную тематику.

Несмотря на то, что Софья Федоровна осталась в квартире одна («Усе пайшлі далой», – кажа), одинокой она себя не чувствует. Часто проведывают племянник Ваня с женой Валей (они живут по соседству). Приезжает в гости крестница Наталья. Социальный работник приходит несколько раз в неделю. И всем Софья Федоровна с улыбкой открывает дверь, и всех встречает с открытым сердцем.

Наталья ТУРКО

Предыдущая статья

1 октября – День пожилых людей