Наш земляк Дмитрий Козлович – член поисковой группы «Бацькаўшчына», неравнодушный следопыт, который помогает увековечивать память о погибших от рук фашизма.
Как все начиналось
Кажется, о Великой Отечественной войне мы знаем все, но чем дальше события тех грозных лет отдаляются от нас, тем страшнее и трагичнее предстает пред нами то жестокое и бесчеловечное время. Порой по-настоящему трудно осознать, уяснить и принять: какой неимоверно большой ценой была завоевана победа над врагом, сколько человеческих жизней было брошено на алтарь Победы.
Сегодня еще немало в земле находится останков солдат, павших в годы Великой Отечественной войны. Поисковики ищут их и находят.
Член поисковой группы «Бацькаўшчына» Дмитрий Козлович, неравнодушный следопыт, в свободное от работы время помогает возвращать из небытия тех, кто в первые дни войны оказал сопротивление беспощадному врагу, вероломно ворвавшемуся в наш мирный дом, неся людям смерть и разруху.
– Я коллекционер, одно время монеты искал. Но однажды, это было под Слонимом, нашел останки двух бойцов. Одним из них оказался офицер, на это указывала имеющаяся при нем кобура, – рассказывает о том, с чего все начиналось, Дмитрий Козлович. – В тот миг меня охватило неописуемое волнение, я понял, что находить без вести пропавших воинов – это благородное дело, причем дело государственной важности. А если учесть факт, что, возможно, еще живы родственники солдата, такой поисковой работе просто цены нет. Вышел на руководителя «Бацькаўшчыны» Александра Дударенка, вступил в его поисковую группу. С тех пор и идем в одной упряжке, находим тех, кто в первые месяцы войны дал отпор неприятелю. К сожалению, силы тогда были неравные, враг стремительно продвигался вперед, напористо, уверенно и нагло. Солдаты Красной Армии хотя и сражались стойко, но все же массово погибали. Так, 49-я стрелковая дивизия пробивалась с боями из окружения в Беловежской пуще. Трудно сказать, сколько уцелело бойцов, вырвалось из окружения, наверное, самая малость, поэтому здесь я постоянно нахожу останки наших солдат.
Следовать закону
Одно дело найти место, где находятся останки, а другое – приступить к работе по извлечению их из земли, не нарушив при этом букву закона.
– Все зависит от того, на территории какого сельского совета веду поиски, – продолжает Дмитрий. – Например, если на территории Порозовского сельсовета, тогда обращаюсь к председателю Виктору Акудовичу. А он в свою очередь связывается с военкоматом. Там составляют информационный лист, в котором указывают район локации поиска, и отправляют в Минск в управление по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны Вооруженных Сил, где составляется план Вахты Памяти. Управление привлекает к поиску бойцов 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь.
В конечном итоге мы получаем разрешение на проведение поисковых работ. Приглашаются поисковики региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан. А последний этап в этом скрупулезном деле – поиск родственников. И если живы, то связываемся с ними, а если нет, то своими силами с воинскими почестями перезахораниваем погибших в годы Великой Отечественной войны.
В помощь – фото
Несведущему человеку в этом вопросе будет невдомек, что не только металлоискатель, опыт, определенные знания и зоркий глаз поисковика способствуют успешному решению задач поисковой работы. Оказывается, существенная помощь исходит от тех фотографий, что выкладывают потомки бывших фашистских вояк на аукцион на различных интернет-платформах. Сразу стоит отметить, что на те фотоснимки без слез и боли в сердце смотреть невозможно. Разбомбленные полуторки с военно-служащими и мирным населением (возможно, на одной из них были семьи офицеров), горящие дома, убитый молоденький лейтенант на дороге, обожженные трупы молодых ребят-красноармейцев, пленные советские солдаты изможденные, без ремней, пилоток, они тащат в ямы убитых бойцов-собратьев…
– Благодаря таким фотоснимкам мы находим места массового захоронения не только военнослужащих, но и мирного населения, – Дмитрий показывает фотографии. – Немецкая педантичность обернулась для оккупантов в настоящее время не в их пользу.
Они все подряд фотографировали: убитых, раненых и прочие свои мерзкие дела. Были уверены, что в ближайшее время им придется бахвалиться в случае своей победы. А если посмотреть сейчас – это документ, обличающий, указывающий на свершенные ими преступления против человечества. Очень часто на фотографиях имеются названия населенных пунктов и указана дата съемки. Мы, выкупив их, стараемся привязать запечатленное к определенному географическому месту. Так, в этом году минские поисковики и несколько российских ребят работали в Слонимском (аг. Озерница) и Зельвенском (шоссе Зельва – Слоним) районах. Это места ожесточенных боев, что проходили в июне – июле 1941 года. Потери у нас были огромные. Помогли все те же выкупленные фотографии. И результат наших общих усилий таков: практически за две недели поисковики обнаружили останки 86 человек. Нельзя не упомянуть и Свислочский район (Беловежская пуща), где в этом году подняли останки девяти бойцов и одного ребенка. Вот такое оно, лицо фашизма, безжалостное в своей жестокой злобе. В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на место раскопок вызываем представителей следственного комитета района, прокуратуры. Мы, поисковики, должны сделать все, чтобы не осталось ни одного без вести пропавшего солдата. Хорошо было бы, если бы все человечество задумалось над тем, как сберечь мир и жизнь на Земле.
Кропотливый труд
Не раз приходилось бывать на раскопках. Работа эта очень сложная, изнурительная. Аккуратно, слой за слоем снимается грунт, бережно извлекаются останки. Бывает и так, что глубоко копать не приходится. Значит, что погибшего не хоронили. Хорошо, если родные солдата еще живы, тогда они узнают, где погиб сын, брат, отец или муж.
– Конечно, не всегда получается установить фамилию солдата, – поисковик продолжает делиться информацией. – Хорошо, если сохранился медальон без повреждений. Но это большая удача. Конечно, могут помочь и личные вещи бойца, если котелки, ложки, фляжки подписаны, а также имеющиеся значки или награды. Например, в Беловежской пуще при солдате была медаль «Передовику социалистического сельского хозяйства» с хорошо читаемым номером – 13203, выданная на ВДНХ в 1940 году трактористу Пентюгову Дмитрию Борковичской МТС Витебской области.
«А зачем это делать?»
Как-то со знакомым поделилась информацией о той поисковой работе, что ведется в нашем и близлежащих районах Гродненской области. На что мужчина, объездивший много стран в связи со своей работой, удивленно спросил: «А зачем это делать?» Вот что на этот вопрос отвечает разведчик-поисковик:
– Мы формируем уважительное отношение к событиям военной истории, к ее героям, которые ценой своей жизни смогли отстоять право на жизнь белорусского народа, белорусской нации как таковой. Мы возвращаем из небытия тех, кто жизнь свою отдал за Родину, за ту страну, в которой он жил. Мы сохраняем память. В начале войны молодые ребята, необстрелянные, неопытные, встретили врага, причем хорошо оснащенного, матерого, с опытом боевых действий, уверенного в легкой и быстрой победе. Но наши деды, прадеды смогли выстоять и победить. Наша задача – помнить об этом и никогда не забывать. Потому, что мы потомки победителей.
Наш земляк, боец поискового отряда «Бацькаўшчыны» Дмитрий Козлович в сентябре 2023 года был награжден серебряной медалью «За отличие в поисковом движении Республики Татарстан». Затем последовало награждение медалью «За поисковые заслуги» Комиссией Российской Федерации по увековечиванию памяти. Чуть погодя – нагрудным знаком «За отличие в поисковом движении Республики Беларусь» Министерством обороны Республики Беларусь. Он один из тех, кто возвращает «к жизни» безымянных, забытых, пропавших без вести солдат самой разрушительной и жестокой Великой Отечественной войны. Помогает им «встать» из земли, обрести вновь имена.
Валентина ХАМЧУК
Электронная
подписка на «СГ»
Подробнее
подписка на «СГ»