Вёска Малыя Міхалкі, у якую мы завіталі на гэты раз, размешчана на тэрыторыі Вердаміцкага сельсавета, уваходзіць у склад унітарнага сельскагаспадарчага прадпрыемства «Саўгас «Вердамічы». Назва яе паходзіць ад імя Міхал, Міхалка. У 1897 годзе гэта была тэрыторыя Баярскай воласці. Тады тут налічвалася 24 двары, 129 жыхароў. Працаваў вадзяны млын. Праз восем гадоў, у 1905 годзе, тут было 154 чалавекі, а вось у 2003-м – усяго 23 жыхары, 14 двароў.
Зараз у весцы пражывае 10 жыхароў пенсійнага ўзросту, налічваецца 8 двароў.
Ах, как хочется вернуться…
Наверное, каждому хочется вернуться в счастливое время, когда еще молод, когда вся жизнь впереди. Тогда по-особому светит солнце, громче поют птицы, ярче горят звезды, а дорога, по которой идешь, кажется длинной-длинной...
Вот и у Любови Владимировны Козловской от воспоминаний о молодости сразу светлеет лицо, разглаживаются морщины, хотя в жизни пережито много не только счастливых дней.
Кажется, совсем недавно это было. Помнит она, какой была ее родная деревня Малые Михалки в те годы: «Было 24 дома. Семьи большие, в каждой по 5 и больше детей». Помнит баба Люба даже количество домашних животных 120 буренок и 50 овечек. Днем было весело от детских голосов, а вечером от звонких юных, когда после трудового дня за деревней на мосту собиралась молодежь.
Школы в отдельном здании в деревне не было. Как вспоминает Любовь Владимировна, в одной половине дома жила семья, а в другой размещались классы. Так учились в нескольких домах. Речка тогда была полноводной, и на ней стояла водяная мельница. Еще была здесь грибоварня. Так называли ее местные жители. Специально обученный человек принимал от сезонных рабочих грибы (боровики), которые потом отваривались, складывались в деревянные бочки и мариновались. Так же мариновали и огурцы. Правда, куда их потом отвозили, она не помнит.
Еще чаще вспоминает она, как познакомилась с будущим мужем, как вместе строили дом, растили трех дочерей, работали от зари до зари в родном колхозе.
Сто лет и зим Пелагеи Алексеевны
Пелагея Алексеевна Антоник приезжает теперь в родную деревню ненадолго: отдохнуть от городской суеты, подышать чистым воздухом, сделать заготовки сухофруктов на зиму. Большую часть года она живет у дочерей в Свислочи или Гродно. Вот и в момент нашего приезда она с дочерью Марией приехала в Малые Михалки на очередную побывку.
Рассказать о многом может эта убеленная сединой женщина. Ведь в этом году она перешагнет столетний юбилей. Воспоминания очень часто возвращают ее в те далекие времена детства, когда она ходила в польскую школу, находившуюся в ее родной деревне Груд. Хотя она окончила только четыре класса, но до сих пор помнит свою учительницу, помнит выученные наизусть стихотворения на польском языке.
Пелагея была старшей в семье, поэтому и больше трудностей легло на ее детские плечи. За большим хозяйством, в котором было три коровы, ухаживали не только взрослые, но и младшие члены семьи. До обеда она гнала коров в поле, а после обеда приходил со школы брат и сменял старшую сестру. Пелагее нравилось работать на природе, где она мечтала о будущем, пела песни.
Ранняя смерть отца (ему было всего 50 лет) добавила обязанностей всем. «Если бы были деньги, – говорит с горечью в голосе Пелагея Алексеевна, – то, конечно же, отца можно было бы вылечить…» Маленький лучик надежды на счастливую жизнь появился, когда она встретила своего будущего мужа, переехала жить в Стасютичи. Родились сын и дочка. Но семейному счастью не суждено было долго длиться. Только пять счастливых лет было отведено им судьбой: муж погиб на войне, маленькая дочь заболела и умерла. На этом испытания не закончились. Немцы выгнали из дома, где собиралась прожить с мужем всю жизнь. Пришлось переселиться в Малые Михалки.
Жизнь шла своим чередом, надо было жить дальше. И когда к ней посватался местный парень, женщина согласилась. Он стал для нее хорошим мужем, а для ее сына – хорошим отцом. Правда, и ему пришлось воевать. К счастью, он возвратился домой: его комиссовали из-за ранения в ногу.
Послевоенные годы были очень трудными, вспоминает моя героиня. Но жизнь потихоньку налаживалась: рядом был любящий муж, в семье родились еще две дочки. «Целый день на работе: я в колхозе, а муж в МСО, – вспоминает женщина. – А по вечерам строили свой дом. Со строительством помог председатель колхоза: выделил ссуду. Пока были деньги, нанимали людей в помощь. А когда все израсходовали, пришлось заканчивать самим. Как только все выдержала?!.»
Сейчас Пелагея Алексеевна старается не унывать, радуется успехам детей, четырех внуков и трех правнуков. Они очень любят бабушку, часто собираются в Малых Михалках, в доме, где всегда живет любовь. Возможно, именно это чувство всегда придавало сил хозяйке дома.
Прыклад для пераймання
Жыццё не песціла Ніну Паўлаўну. Яна шмат працавала і ў дзяцінстве, і ў юнацтве, і ў сталыя гады. На яе долю выпалі нягоды вайны.
Акрамя Ніны ў сям’і гадаваліся яшчэ брат і сястра. Жыла з імі і бабуля. Бацьку забралі на фронт. Сухія словы «прапаў без вестак» апавясцілі аб тым, што дапамогі чакаць ужо няма адкуль, прыйдзецца разлічваць на свае сілы. Напэўна, гэтая ўстаноўка засталася для маёй суразмоўцы на ўсё жыццё асноўным прынцыпам. Вось і працавалі яны, не спадзяючыся ні на каго. Сеялі, жалі, малацілі, касілі – усяму навучыліся ў дзяцінстве. Тады ж і засвоілі для сябе, што працаваць трэба добрасумленна. Праца згуртавала дзяцей. Ніна Паўлаўна ўспамінае адзін выпадак з жыцця, які сведчыць пра гэта. Брат служыў тады ў Ленінградзе мараком. Час быў цяжкі. Аднойчы хацелі забраць іх карову, бо тады трэба было кожнай сям›і здаць дзяржаве пэўную колькасць збожжа і мяса. Страта адзінай карміцелькі была накшталт смерці. Напісала тады Ніна брату пра сваю бяду. Дапамагчы ім ён не мог, бо знаходзіўся далёка. А вось яго начальнік, боцман карабля, рашыў гэту праблему. Што ён зрабіў, куды звяртаўся, ніхто не ведае. Але неўзабаве прыехалі да іх прадстаўнікі ваенкамата і запэўнілі, што больш іх з гэтай нагоды турбаваць ніхто не будзе.
Ніну Паўлаўну Шыманіцу паважалі ў калгасе за працавітасць, стараннасць, адказнасць. Яна заўсёды вельмі перажывала за даручаную справу, якія б абавязкі на яе ні ўскладалі. А працавала жанчына спачатку на свінарніку, потым – на кароўніку, а апошнія гады перад выхадам на заслужаны адпачынак – на цялятніку.
Аб тым, што Ніна Паўлаўна адказна ставілася да працы, сведчаць шматлікія ўзнагароды: знакі пераможцы сацыялістычнага спаборніцтва 1973, 1974, 1976 гадоў, бронзавы медаль за поспехі ў народнай гаспадарцы, медаль «Ветэран працы». За добрасумленную працу яе выбралі дэпутатам Вердаміцкага сельскага Савета, яе імя занесена ў Кнігу пашаны сельскага Савета дэпутатаў. Ніколі не забывалі пра заслужанага чалавека ў гаспадарцы.
Праца ў калгасе не замінала выхаванню дзяцей, якіх у сям’і было двое. Выраслі яны годныя, клапатлівыя, такія ж, як бацькі.
Жизнь, как песня
«Это наша певунья», – так охарактеризовала Людмилу Ивановну Шестак социальный работник Мария Константиновна Шиманица, в прошлом заведующая клубом в Михалках.
Людмила Ивановна, и правда, очень любила петь. Когда-то, как рассказала женщина, в клубе у них была вокальная группа. После работы, несмотря на усталость, она спешила туда. Сельские певуньи неоднократно принимали участие в районных и областных смотрах художественной самодеятельности, занимали призовые места.
Для нее это была отдушина, которая помогала отвлечься, отдохнуть, набраться положительных эмоций. Муж поддерживал увлечение жены. Это не мешало им счастливо прожить почти 55 лет вместе, воспитать двух дочерей.
Людмила Ивановна признается, что ей повезло встретить свою половинку, и всегда считала себя счастливым человеком. Познакомились они с будущим мужем на почте в Гринках, куда она часто заходила к подруге. Они три года проверяли свои чувства, Людмила ждала его из армии. Семейная жизнь принесла немало прекрасных моментов, которые запечатлены на многочисленных фотографиях.
Счастлива моя собеседница и оттого, что у нее заботливые дети, внуки и правнуки. Они с удовольствием приезжают к бабушке, рассказывают о своих успехах, советуются с ней. А поделиться этой удивительной женщине есть чем.
Людміла БАЛЫШ.
Фота аўтара.