СУП «Ханчицы-Неман» – единственное хозяйство в районе, да и в области, которое занялось разведением диких животных. Речь идет о благородных оленях и европейских ланях. Такое необычное для сельскохозяйственного предприятия дело пока не приносит дивидендов, но, как признается главный ветврач хозяйства В. И. Длубаковский, на которого возложены обязанности егеря, затягивает с головой. В день нашего приезда он был в командировке в Витебской области по вопросам оленеводства.
Идея создания оленьей фермы принадлежит генеральному директору головного предприятия ОАО ГТФ «Неман» Ю. С. Чернышову. В перспективе – увеличить количество особей до свыше тысячи голов. Кроме выращивания оленей для охоты и мясного производства, ферма будет заниматься продажей шкур, рогов, пантов. Но об этом говорить пока еще рано.
Началось все в прошлом году. В Беловежской пуще купили 6 оленей, в Островецком лесхозе приобрели 9 ланей, экзотических животных, невиданных ранее в белорусских лесах. Популяция их вполне адаптировалась к новым условиям и уже дала первый приплод. 14 ланей и 6 оленей мирно соседствуют в специально созданных вольерах, которые занимают 25 гектаров. Похоже, им здесь комфортно. Не нужно беспокоиться о собственной безопасности, о добыче корма. Обо всем заботится человек, как и об их здоровье.
С первых дней появления животных в хозяйстве их досмотром занимается Виктор Войтеховский. Следит, чтобы в кормушках было не пусто, да и вода не заканчивалась. Покормит, проверит ограждение вольера, чтобы нигде подкопов не было и повреждений, и в течение часа-двух наблюдает за поведением животных. О каждом тревожном моменте (животное захромало, плохо ест) докладывает главному ветврачу. Надо сказать, что олени устойчивы к болезням, в дикой природе сами себя лечат, в общем, знают, что съесть, чтобы недуг прошел. Учитывая это, по рекомендации специалистов подготовили почву для посева необходимой смеси трав. Кстати, в еде эти животные неприхотливы. Сено, силос, зерно, кукуруза, морковь, картофель поедаются с удовольствием.
Лань – парнокопытное млекопитающее семейства оленей, отличается особой быстротой и изяществом. Лань создает крепкую семью, бережно относится к своему потомству и отличается удивительной преданностью.
В прошлые века ее численность в девственных лесах была небольшой. В 1949 году насчитывалось всего несколько десятков особей в Вяловском заказнике Налибокской пущи. Изредка встречалась она и в Беловежской пуще. Но с годами в связи с увеличением численности хищных животных и из-за браконьерства лань постепенно исчезла из белорусских лесов.
«Ходь, ходь, мои хорошие», – обычно так приглашает «к столу» своих «воспитанников» Виктор Войтеховский. Они привыкли к нему, даже уже не боятся, когда он подъезжает на своей машине. Головы поднимут и высматривают, что им вкусненького привезли. А Виктор, похоже, нашел себе занятие по душе, посчитав, наверное, что приобретенная им строительная специальность не так затягивает. А здесь живое общение с природой. Он много знает о своих питомцах. Благо, и в интернете информации достаточно, и подсказки специалистов, к которым хозяйство обращается, так как оленеводство для него дело еще совсем новое, и указания главного ветврача всегда кстати.
С сентября по ноябрь у оленей гон. Рев самцов в этот период разносится очень далеко. Для наших оленей этот «брачный ритуал» ни к чему. Самки здесь, на месте, да и конкуренция – всего два молодых трехгодовалых оленя.
Олени – единственное семейство млекопитающих, ежегодно сбрасывающих и заново отращивающих столь массивный (до 25 кг) орган, как рога. Это уникальный пример органа высшего животного, который неоднократно полностью восстанавливается. При этом с невероятной скоростью растут все типы тканей – кожа, соединительная ткань, хрящ, кость, кровеносные сосуды и нервы. Это требует огромной силы и высокой концентрации веществ, способных поддерживать и регулировать этот сложный процесс.
Животные к человеку относятся очень настороженно. Когда мы зашли в вольер, чтобы их сфотографировать, олени и лани секунду-две оценивали степень опасности и бросились наутек. Однако, поняв, что мы, чужие, пришли с миром, остановились в дальнем углу и продолжали с интересом нас разглядывать. Хотя, как нам показалось, они больше позировали на фотокамеру.
На этом наш визит на оленью ферму закончился. Мы и дальше намерены следить за развитием оленеводства в хозяйстве, дело-то необычное.
Марина ЯНЮК.
Фото Григория ШИРЯЕВА.