banner

Как баба Шура в почтальонах ходила

14 Октября’15
1163
Как баба Шура  в почтальонах ходила
 
Александре Иосифовне Цыбович уже много лет: в следующем году 9 марта исполнится 90. Большой жизненный путь у нее за плечами. Да и здоровье уже не то, подводят ноги, «оставила» их в далекой Германии. Ах, жизнь, жизнь! Многое пришлось повидать на своем веку, много разной работы прошло через ее трудолюбивые руки. Жизнь была тяжелой, порой невыносимой. В 1943 году, как раз после Нового года, несовершеннолетнюю Шуру фашисты отправили в Свислочскую тюрьму, где просидела две недели, а потом в Волковысскую. Всего одна ночь в ней – и небольшая жизнь пронеслась перед глазами девчонки-подростка. Страх пронизывал ее, и даже то, что немецкий офицер больно хлестал по лицу кожаной перчаткой, отошло на задний план. Мучили сомнения: вернется ли она домой, увидит ли своих братьев и сестер. Их в семье девять, а она седьмая. Никто не мог что-либо вразумительное сказать Шуре. Одним словом, впереди – неволя, рабство. Дальше ехали поездом в Мемель, т.е. Клайпеду, а оттуда Балтийским морем в Германию. 
Немеччина, немилая чужбина. Никто не спрашивал о том, хорошо ли, плохо ли ей здесь, знай одно – работай с утра и до вечера, а за работу 200 граммов хлеба да немного картошки. У немки-хозяйки Эль-Фриды всегда находилась работа: то в доме надо было убирать, то на поле в сезон работы столько, что только успевай все делать вовремя и аккуратно. Два года в Германии показались вечностью. Домой вернулась только в конце 45-го. Все было сожжено, разрушено, уничтожено. Жили в землянках, холодных, маленьких и сырых.
Баба Шура те годы вспоминать не любит. Зачем? Трудно и нерадостно было. Холодно и голодно. Война принесла горе, страдание людям. Ее братья Василий и Михаил воевали. Василий не вернулся домой, погиб, а Михаилу повезло, пожил еще после войны. Но какое там везение – надо было все заново восстанавливать, отстраивать. 
Нелегкая судьба у бабы Шуры. Она и сейчас доживает свой век одна: муж умер, сына похоронила. Вспоминает о том, как трудилась всю свою жизнь. Никакой работы не боялась. Шла туда, где нужны были сильные молодые руки. Вначале была кассиром в колхозе. Ведь у нее два класса польской школы – по тем временам образование серьезное. Потом работала дояркой. Ох и тяжело пришлось ей, все вручную делали. Представьте себе, что только одна корова выпивает до 4-х ведер воды. Попробуй, наноси воды и напои животных. Однако все делала честно, добросовестно. 
Пришлось поработать и почтальоном. Хорошая и очень нужная людям профессия. Почтальона всегда ждут, всегда рады видеть на пороге своего дома: весточку от родственников, пенсию старикам, свежие номера газет, журналов – все доставит вовремя почтальон. В те далекие годы люди выписывали много, писали письма и отправляли открытки к праздникам. Бывало прессы столько, что, кажется, сумку с места не сдвинешь. Любопытно мне, а сколько было корреспонденции? Недоверчиво глядит на меня Александра Иосифовна: неужели представить трудно? Представить-то можно, но все же. Смеется. А вот сколько – разводит руками: «торба с прессой на руле велосипеда, на багажнике и на плечах». Выписывали тогда хорошо, план всегда выполняла: «Здоровье», «За рулем»,  «Вокруг света», «Работніца и сялянка», «Юный натуралист»… Кажется, что самые щедрые подписчики жили только в деревне Безводники. А вот и нет! Жили они еще и в поселке Мельново, в деревнях Глушки и Ятвеск. Это те населенные пункты, по которым ходила и в снег, и в дождь, и в зной. Сухо ль, слякотно. Все равно. В любую погоду, где пешком, где на велосипеде. Следы ее ног отпечатались на дорогах, тропинках незабываемого маршрута: Мельново – райсельхозтехника – Безводники – Глушки – Ятвеск. И остались в памяти навсегда. Самым «тяжелым» периодом были праздники. Поздравительные открытки шли нескончаемым потоком: до 500 штук приходилось разносить по домам, и не только накануне праздника, присылали и после праздничных дней. Нравилась Александре Иосифовне работа почтальона. Хорошая, уважаемая профессия. А как она необходима людям! Они всегда ждали, да и сейчас с нетерпением ждут своего почтальона. Кто как. Кто больше по привычке, кто по-прежнему выписывает газеты, журналы, интересуется событиями, что происходят в большом и суматошном мире. Вот и выходит, что даже в нашем столетии без почтальона не обойтись.

Валентина ХАМЧУК.   

Предыдущая статья

Главная награда женщины – дети