banner

Икона и картина

23 Августа’15
1465
«Батюшка, а почему это не икона? Тут ведь изображена Божия Матерь и Спаситель», – иногда спрашивают у священника люди, желающие освятить картину с изображением Девы Марии или Христа. И действительно, в чем различие? Какие правила отличия картины от иконы?
В эпоху Возрождения верхом мастерства являлись картины, максимально точно передававшие то, что видели глаза художника, его мироощущение, полет его фантазии. Реалистичность некоторых работ поражает. Как тут не вспомнить таланты Леонардо и Рафаэля? На нас, словно с фотографий, смотрят люди, жившие в те времена. 
В иконе все не так. Непривычно, символично, неподвластно законам физики и порою анатомически неверно. Во время гонений на веру Христову многие советские художники, указывая на икону, говорили: «Да ведь это примитивно! Посмотрите на эти неестественно большие глаза и высокие лбы, длинные пальцы и грубые ломаные складки одежды! Это ведь каменный век, а не искусство! Не существует в природе людей с такими лицами». Так могли утверждать люди, которые не понимали всей глубины символизма иконы. «Икона – вне времени, она отображение инобытия в нашем мире. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его» (церковный искусствовед С. В. Алексеев). Поэтому лица святых на иконах – лики людей, преображенных святостью. Удлиненные пропорции тела, увеличенные глаза как свидетельство о жизни святых на небесах, в мире духовном, где нет «болезни и печали, но жизнь бесконечная». Поэтому на иконах отсутствует внешний источник света. Он как бы исходит из самих ликов и одежд. Сами нимбы как символ святости и Божественного света составляют единое целое с изображением святого. Даже цвета и краски на иконах наполнены символизмом и подчинены правилам (канонам). Например, красный цвет – символ жертвы и царского достоинства, золотой или желтый – символ Божественной славы, черный – изображает преисподнюю. 

Икона и картина

 

Икона и картина

 


Главная цель картины – помогать эстетическому становлению человека. Икона же, говоря просто, помогает спастись, напоминает о мире духовном, идеальном, где «Бог все во всем» (Первое послание к Коринфянам 15:28), где Сын Божий, Господь Иисус Христос, Который говорит о Самом Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12). 

Дионисий ЧЕРНЯЕВ, 
иерей, священник храма Воздвижения Креста Господня г. Свислочи.

Предыдущая статья

С любовью к детям