Мой отец Петр Антонович Алексеенко родился в 1915 году в деревне Пчельня Славоградского района Могилевской области в большой крестьянской семье. Шла Первая мировая война. Кругом разруха, безземелье. Когда в 30-е годы многие стали переезжать на свободные земли в Сибирь, его отец переехал в Красноярский край. Но вскоре он тяжело заболел и умер. Мать одна не могла прокормить семеро детей, и ей пришлось вернуться обратно на родину. На плечи моего отца, тогда еще подростка, легла забота о братьях и сестрах.
Он рано повзрослел и в 18 лет уже создал свою семью. Потихоньку налаживалась жизнь. Был построен дом, родились дети: мои старшие сестра и брат.
Но их мирные будни прервала война. Уже в июне 41-го немцы оккупировали деревню. Как сельский активист и патриот мой отец не мог оставаться в стороне. Он ушел в партизанский отряд, который находился в хачинском лесу Славоградского района. Партизаны подрывали мосты, железные дороги, нападали на вражеские гарнизоны. По решению Могилевского подпольного райкома партии в феврале 1943 года из 208-го партизанского полка в хачинский лес была направлена группа А. С. Демидова. Отряд расширился и превратился в 15-й партизанский полк. Одной из рот этого полка командовал Михаил Ванькаевич Хонинов (партизанское прозвище – Миша Черный). В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Михаил Хонинов – известный калмыцкий поэт и писатель. Его ординарцем был мой отец. Фронтовая дружба навеки связала калмыка и белоруса. В жестоких боях они прикрывали и берегли друг друга, делились последним куском хлеба.
Однажды группа партизан попала в засаду. Прикрывая командира, мой отец был тяжело ранен. 17 дней прорывались партизаны из окружения, но отца не бросили, несли раненого на руках по приказу командира.
Дружба, скрепленная кровью, продолжалась и после войны. Осенью 1967 года Михаил Хонинов приезжал в гости к отцу. Он всю жизнь помнил своего однополчанина. Как счастлив был отец, вспоминая те годы. Он имел много боевых наград, но оставался очень скромным человеком. И мы, дети, всегда гордились и гордимся им. Воевал он не ради славы, а ради жизни на земле. Вместе с мамой он воспитал девять детей. Его рассказы о войне определили выбор моей профессии – я стала учителем истории. Сколько помню отца, он все время трудился. Мог сделать любую работу, интересовался политикой. Был весельчаком, балагуром, писал стихи.
После войны отец связал свою жизнь с лесом. Любил говорить: «Он охранял меня от врага, а сейчас я его охраняю».
Давно ушел из жизни отец. Давно нет родительского дома, унесенного чернобыльской бедой. Но каждый год я приезжаю в запретную зону, чтобы поклониться дорогой мне могиле. Я помню тебя, отец.
А. ЛУКАШЕВИЧ,
аг. Гринки.