У Италии с недавних пор новый президент. И хотя фигура президента в Италии не самая главная, Беларусь внимательно следит за теми переменами, что теперь вполне возможны на итальянском политическом поле. Беларусь как дружелюбная страна, конечно, заинтересована в дальнейшем развитии и даже улучшении белорусско-итальянских отношений, и поздравление главы нашего государства, которое своевременно поступило в Рим – еще один шаг в этом направлении. Еще один шаг – потому что мы делали этих шагов немало. И итальянская сторона, в свое время, – тоже. Более того, совсем недавно отношения двух стран дали такие образчики взаимопонимания, что в пору было переходить от термина «улучшать» к термину «совершенствовать».
Да и поздравить Матареллу, действительно, было с чем! Пост итальянского президента хоть и носит более символический, чем практический смысл, но борьба вокруг него развернулась в Риме не шуточная.
И хотя Матарелла слывет противником самого мощного итальянского премьера – Сильвио Берлускони – надо понимать, что его избрание открывает Сильвио обратную дорогу во власть. Надо понимать, что Берлускони его противники смогли победить, только объединившись и только лишь выведя Сильвио за пределы политической арены – путем судебных преследований. Но они так и не смогли победить его политически!
И вот теперь среди них раскол. По физическим причинам – в связи с болезнью и возрастом – ушел со сцены предыдущий президент Джорджо Наполитано, который протежировал Маттео Ренци. Это странный альянс бывшего коммуниста и правого популиста объяснялся общей ненавистью к Берлускони. Наполитано пользовался непререкаемым авторитетом, который заменял ему влияние. У Матареллы нет ни того, ни другого. К тому же экономический кризис, евроскептицизм и глупое решение присоединиться к санкциям против России – все это здорово подточило популярность самого Ренци.
И вновь над Римской политической курией замаячила тень вполне живого и энергичного Сильвио Берлускони! Того самого Берлускони, который лично прилетал в Беларусь, который строил линию добрососедства Рим – Москва – Минск и даже подумывал об исторической встрече глав католической и православных церквей – об их эпохальном примирении.
Давайте же присмотримся снова к фигуре Берлускони... Итальянские тифоззи известны своим неистовым, фанатичным, как у всех фанов, и переменчивым нравом. От самозабвенной любви до самой лютой ненависти у них всего один шаг. И тот они перепрыгивают, а не «перешагивают». Вот почему Италия – самая настоящая страна контрастов. Я бы сказал, страстных контрастов.
Италия раньше любила Берлускони. Итальянцы его звали Cavaliere – Кавалер, или Рыцарь. Что может сказать о нем сухая справка?.. Политик и крупный предприниматель. Занимал пост премьера в 1994, 2001–2006 и 2008–2011 годах. Медиамагнат, владелец холдинга Fininvest, объединившего 150 компаний, действующих во всех сферах жизни итальянцев, в том числе футбольного клуба «Милан». Самый богатый житель Италии (25 место в списке богатейших людей планеты за 2005 год). Итак, самый богатый и самый влиятельный – именно такое положение вещей нарекли «берлусконизм».
Теперь с этим положением борются. Борются с помощью газет и судов. Вот что читает нынче обыкновенный итальянец, открыв утреннюю газету или заглянув в интернет: «Бывший премьер-министр Италии Берлускони, которого лишили статуса сенатора, скоро опять предстанет перед судом. Суд обвинил Берлускони в подкупе свидетелей по делу о сексуальной связи политика с несовершеннолетней танцовщицей Каримой Аль-Махруг, больше известной как Руби – Похитительница Сердец».
Вот, наверно, почему Берлускони, обескураженный той упорной последовательностью, с которой его не просто низвергли с пьедестала, но и продолжают с каким-то садистским наслажденьем унижать с горечью сказал: «Это месть мне!» И загадочно улыбнулся…
Похоже, это месть США. Месть за самостоятельность, неординарность и непослушность. А главное, за искренность! Берлускони не игрался в политику, а занимался политикой, не говорил о диалоге и дружбе, а вступал в диалог и дружбу. И, вообще, пытался быть искренним – и в политике, и в любви, и теперь вот в опале.
Вадим ЕЛФИМОВ.