Необъяснима сила воздействия на современного человека старинной фотографии. Любое такое фото можно рассматривать часами, задаваясь бесчисленными вопросами о судьбе и жизни совсем незнакомых людей. Фотоаппарат остановил и запечатлел мгновение их жизненного пути. На старинных снимках эти мгновения обычно самые счастливые, может, лучшие в жизни. Как бы хотелось узнать подробности жизни людей на снимке, что с ними случилось, как сложилась судьба. Скажу честно, просто не могу иной раз оторваться от старинной фотографии. Изучая в Российском государственном архиве кинофотофонодокументов старинные фотографии, сделанные в начале двадцатого века в Беловежской пуще, я увидел это фото и замер от удивления. Трудно передать нахлынувшие на меня чувства. Тут и грусть по неизведанному периоду в истории Беловежской пущи, и одновременно жгучий интерес к судьбам людей, запечатленных на снимке. Чем привлек фотографа этот мостик? Почему он выбрал именно этот сюжет? Интересно, какую службу сыграла эта фотография в судьбах этих людей, место, время? Оставались неизвестными и персонажи. Да и вообще, чем они занимались на этом мостике? Ведь фотография в те годы была дорогостоящим и очень трудоемким занятием. Тем не менее фотограф уделил внимание именно этому сюжету. Первоначально хотелось установить место и время съемки. Перебирая архивные материалы, узнал о многом, но так и не смог установить точное место съемки. А вот время съемки установил – август 1903 года. Снимок был сделан во время охоты Николая II в Беловежской пуще.
Лишь через несколько лет, читая воспоминания гродненского губернатора Михаила Михайловича Осоргина, нашел ответ, чем привлек сюжет фотографа. «…Бедный государь не знает, как иногда исполнение его желания вызывает усиленную, непроизводительную работу и трату. Дело было так. Во время одной из охот государыня, вернувшись во дворец, за обедом выражала свой восторг от просек, ведших к месту охоты, особенно она восторгалась тишиной и бесшумным движением экипажа по газону, причем вскользь заметила, что впечатление нарушается топотом копыт и грохотом экипажей на мостках, перекинутых через канавы, а так как экипажей, следующих один за другим, десятка полтора, грохот этот с промежутками продолжался довольно долго. Присутствовавший на обеде кн. Вяземский, управлявший тогда уделами, намотал себе это на ус, и, как только кончился обед, вызвал Колокольцова и поручил ему в ночь позаботиться покрытием всех мостков, по которым следовал проезд государя, свежим дерном и настолько искусно, чтобы это казалось продолжением газона. Можно себе представить, какой громадный труд был ночью на протяжении нескольких десятков верст это устроить! Вероятно, государыня не заметила этого, а думала, что на ее пути не было мостков». Видимо, фотограф по-своему оценил труд и увековечил момент, когда солдаты проверяют качество покрытия моста дерном. Оценивая, есть ли шум при проезде кареты через мост.
Прошло почти столетие с того момента, когда был сделан этот снимок. Уже в Беловежской пуще никто на лошадях на охоту не ездит. Их заменили джипы и другие комфортабельные машины. Вместо травяного дорожного ковра появился асфальт, но традиции приготовления к приезду высокопоставленных особ сохранились. В июне 2002 года в Беловежской пуще началась спешная подготовка к приезду уже бывшего первого президента России Бориса Ельцина, изъявившего желание поохотиться здесь. Вдруг кто-то обнаружил, что на асфальтных дорогах в пуще, по которым будет ехать Ельцин, много ям. Тут же было принято решение положить новый асфальт. Несмотря на надвигающую ночь, «скороход» каток для укатки асфальта «на всех парах» своим ходом из Бреста направился в Беловежскую пущу. Страна напряглась...
Н. ЧЕРКАС.