banner

Славутая Свіслацкая гімназія

12 Марта’15
1323
Славутая  Свіслацкая гімназіяСвіслацкая гімназія – адна з 8 сярэдніх навучальных устаноў, адкрытых на тэрыторыі Беларусі і Літвы паводле плану ўтварэння Віленскай навучальнай акругі, распрацаванага кіраўніцтвам Віленскага ўніверсітэта на чале з рэктарам Янам Снядэцкім. Засноўвалася яна як Гродзенская губернская акадэмічная гімназія для навучання моладзі з Брэсцкага, Пружанскага, Кобрынскага, Ваўкавыскага, Слонімскага і Гродзенскага паветаў. Адкрыта была ў 1805 годзе. З утварэннем свецкай гімназіі ў Гродне ў 1834 годзе страціла статус губернскай і была рэарганізавана ў ардынарную павятовую.
Архітэктурны выгляд будынку гімназіі не меў канчатковага варыянту да другой паловы 1820-х гадоў, калі быў пабудаваны добра вядомы сёння гімназічны комплекс. Да гэтага часу фактычна гімназія размяшчалася ў некалькіх драўляных будынках на супрацьлеглым баку вуліцы Дворскай. 
На сённяшні дзень вядома аб існаванні як мінімум 3-х праектаў комплексу Свіслацкай гімназіі. Першапачаткова будынкі гімназіі праектаваліся архітэктарам М. Шульцам пад непасрэдным наглядам фундатара В. Тышкевіча. Пасля смерці М. Шульца ў 1812 годзе праектаваннем гімназічнага комплексу займаліся К. Падчашынскі і Я. Шантар. Фактычна рэалізаваны праект уяўляў сабою адзін з варыянтаў (спрошчаны і падкарэктаваны) архітэктара Яна Шантара. Фактычны выгляд усёй вучэльні, зняты ў 1835 годзе архітэктарам Віленскай навучальнай акругі Леапольдам Грэйпелем, падрабязна разглядаецца ў артыкуле гісторыка А. Д. Квітніцкай. Гімназічны гмах Квітніцкая апісвае наступным чынам:
«…Судя по чертежу, гимназия занимала в городе целый квартал. В отличие от прежних монастырских построек, включавших училище и представлявших собой комплекс из разнородных зданий, здесь в квартале располагались сооружения, имеющие непосредственное отношение к их назначению. Как во многих казенных зданиях этого периода, часть строений отводилась под квартиры (учителей и директора). В неправильном по очертаниям квартале размещались регулярно расположенные сооружения, имеющие в плане П-образную форму, горизонтальная составляющая которых была обращена к улице – схема, бытовавшая в конфигурации планов остальной части Российской империи. 
Славутая  Свіслацкая гімназіяГлавный, обращенный к улице, фасад гимназии по общему расположению корпусов и по их архитектурной обработке приближается к свойственному классицизму типу городских общественных сооружений, разработанному в конце XVIII века. Уличный фасад каменных зданий гимназии представляет собой симметричную трехчастную композицию. Середину центрального корпуса занимает неглубокий 14-колонный дорический портик. Его срединные и крайние колонны сдвоены, что смягчает монотонность колоннады, большая протяженность которой отвечает сильно растянутому по горизонтали фасаду гимназии. Шестиколонные портики боковых флигелей занимают целиком торцы расположенных за ними зданий. Центральный и боковые корпуса связывает каменная ограда с воротами для въезда во двор. Находящаяся слева от бокового флигеля часовая башня была, видимо, сооружена после постройки всей гимназии, так как на проекте Подчашинского ее нет. (Тут Квітніцкая памыляецца: згаданая вежа з’яўлялася касцёльнай званіцай і існавала яшчэ да гімназіі, пасля пабудовы якой злучалася з гімназійнымі будынкамі каменнай сцяною. – С. Р.)
Корпуса имели различное назначение. Над входом центрального портика, как, например, в больницах периода классицизма, было расположено большое помещение – часовня, служащая одновременно местом собраний и библиотекой (по чертежу Грейпеля). Часовня представляла собой обширный зал, разбитый на три нефа дорическими колоннами. Это был единственный во всем комплексе архитектурно обработанный интерьер. Окна часовни выходили на уличный и дворовый фасады центрального корпуса. Остальные помещения этого корпуса, содержащего классы (всего в гимназии было 6 классов, в которых обучалось 270 человек), располагались симметрично по обе стороны продольной и внутренней стены. Кроме классов в центральном корпусе находились еще квартиры директора и смотрителя. Короткие коридоры вели в классы и квартиры. По сравнению с анфиладной планировкой дворцов эти коридоры были важным нововведением, так как обеспечивали изолированный проход в каждый класс. Прямоугольные в плане классы были хорошо освещены окнами, расположенными на продольной стороне каждого помещения. К недостаткам плана центрального корпуса следует отнести отсутствие рекреационных комнат. Короткие и узкие коридоры вряд ли могли их заменить. В теплую погоду, видимо, местом отдыха учащихся служил довольно большой сад, примыкающий к дворовой стороне центрального корпуса.
Два корпуса, перпендикулярных центральному, были отведены под квартиры учителей. Такое распределение помещений характерно и для русских гимназий. Вместе с квартирами директора в центральном корпусе квартиры занимали площадь более чем в два раза превосходящую площадь собственно училищных помещений. Квартиры учителей также отделялись друг от друга узкими короткими коридорами, попасть в которые можно было только с гимназического двора...»             
Да вартых увагі, але нерэалізаваных праектаў патрэбна аднесці праект К. Падчашынскага. Ён быў вядомым для свайго часу архітэктарам, праектаваў палац сядзібы Міхала Балінскага ў Яшунах  (1824–1828) і палацы ў Тускуленах і Жылічах, будынкі гімназій у Слуцку, Камянцы Падольскім і Свіслачы, школы ў Бабруйску. 

Сяргей РАМАНАЎ. 

Предыдущая статья

Мы вас поздравляем!