
Архітэктурны выгляд будынку гімназіі не меў канчатковага варыянту да другой паловы 1820-х гадоў, калі быў пабудаваны добра вядомы сёння гімназічны комплекс. Да гэтага часу фактычна гімназія размяшчалася ў некалькіх драўляных будынках на супрацьлеглым баку вуліцы Дворскай.
На сённяшні дзень вядома аб існаванні як мінімум 3-х праектаў комплексу Свіслацкай гімназіі. Першапачаткова будынкі гімназіі праектаваліся архітэктарам М. Шульцам пад непасрэдным наглядам фундатара В. Тышкевіча. Пасля смерці М. Шульца ў 1812 годзе праектаваннем гімназічнага комплексу займаліся К. Падчашынскі і Я. Шантар. Фактычна рэалізаваны праект уяўляў сабою адзін з варыянтаў (спрошчаны і падкарэктаваны) архітэктара Яна Шантара. Фактычны выгляд усёй вучэльні, зняты ў 1835 годзе архітэктарам Віленскай навучальнай акругі Леапольдам Грэйпелем, падрабязна разглядаецца ў артыкуле гісторыка А. Д. Квітніцкай. Гімназічны гмах Квітніцкая апісвае наступным чынам:
«…Судя по чертежу, гимназия занимала в городе целый квартал. В отличие от прежних монастырских построек, включавших училище и представлявших собой комплекс из разнородных зданий, здесь в квартале располагались сооружения, имеющие непосредственное отношение к их назначению. Как во многих казенных зданиях этого периода, часть строений отводилась под квартиры (учителей и директора). В неправильном по очертаниям квартале размещались регулярно расположенные сооружения, имеющие в плане П-образную форму, горизонтальная составляющая которых была обращена к улице – схема, бытовавшая в конфигурации планов остальной части Российской империи.

Корпуса имели различное назначение. Над входом центрального портика, как, например, в больницах периода классицизма, было расположено большое помещение – часовня, служащая одновременно местом собраний и библиотекой (по чертежу Грейпеля). Часовня представляла собой обширный зал, разбитый на три нефа дорическими колоннами. Это был единственный во всем комплексе архитектурно обработанный интерьер. Окна часовни выходили на уличный и дворовый фасады центрального корпуса. Остальные помещения этого корпуса, содержащего классы (всего в гимназии было 6 классов, в которых обучалось 270 человек), располагались симметрично по обе стороны продольной и внутренней стены. Кроме классов в центральном корпусе находились еще квартиры директора и смотрителя. Короткие коридоры вели в классы и квартиры. По сравнению с анфиладной планировкой дворцов эти коридоры были важным нововведением, так как обеспечивали изолированный проход в каждый класс. Прямоугольные в плане классы были хорошо освещены окнами, расположенными на продольной стороне каждого помещения. К недостаткам плана центрального корпуса следует отнести отсутствие рекреационных комнат. Короткие и узкие коридоры вряд ли могли их заменить. В теплую погоду, видимо, местом отдыха учащихся служил довольно большой сад, примыкающий к дворовой стороне центрального корпуса.
Два корпуса, перпендикулярных центральному, были отведены под квартиры учителей. Такое распределение помещений характерно и для русских гимназий. Вместе с квартирами директора в центральном корпусе квартиры занимали площадь более чем в два раза превосходящую площадь собственно училищных помещений. Квартиры учителей также отделялись друг от друга узкими короткими коридорами, попасть в которые можно было только с гимназического двора...»
Да вартых увагі, але нерэалізаваных праектаў патрэбна аднесці праект К. Падчашынскага. Ён быў вядомым для свайго часу архітэктарам, праектаваў палац сядзібы Міхала Балінскага ў Яшунах (1824–1828) і палацы ў Тускуленах і Жылічах, будынкі гімназій у Слуцку, Камянцы Падольскім і Свіслачы, школы ў Бабруйску.
Сяргей РАМАНАЎ.