Дышится у нас всем легко – чувствуется в воздухе приближение Нового года. Конечно, колокольчика на тройке Деда Мороза еще не слыхать, но уже непреодолимо хочется думать только о хорошем. А поэтому мы сегодня политическую тему подымем в шутливом тоне. Чтоб не испортить вам настроения...
Вот говорят, на Западе – правовая система, правовые государства, примат права и прочая-прочая. А на поверку все это – сказки. Только вот в отличие от рождественских сказок эти далеко не безобидные. Сегодня правовая система Запада горит синим пламенем в Фергюсоне и Беркли (США), Афинах (Греция), Гамбурге (ФРГ)... И это только сегодня. И дышится там тяжело от распыленного полицией слезоточивого газа – специфического привкуса западной правовой системы. Но странное дело, родной слезоточивый дым «западного отечества» западным политологам глаз не ест, а вот малейший дымок откуда-нибудь издалека покоя им не дает. Разве не смешно?! И разве это не «естественная» часть западного правового сознания?!
На самом деле на Западе не право правит бал, а процедура. Право это что? Это справедливость! А вот от процедуры ждать справедливости не приходится. В процедуре главное «не положено». Или – «положено». А кто это «положил» или «не положил» и почему, ответить невозможно: следы порой теряются в глубинах прецедентного права. Главное, как межевой столбик, «застолбить» этот прецедент вовремя и в нужном месте, а уж потом закон начинает на тебя работать – вот в чем суть прецедентного права! А уж оно, родимое, такие казусы порождает, что фраза «Закон есть закон» ничего, кроме смеха не вызывает...
Но один прецедент хотелось бы поддержать. А именно: законом запретить есть в Швейцарии кошек! Нет, глаза вас не подвели – все именно так, как напечатано. 16 тысяч подписей за это уже собрано в Швейцарии, и когда вы читаете эту цифру, вы понимаете, что это не шутка. А между тем разгневанные защитники усатых-полосатых запаковывают все новые стопки бумаг в красные коробки. И шлют в столицу. С требованием внести кошку в Красную книгу. Вот он, «цивилизованный» Запад! Получается, в Швейцарии только 16 тысяч по-настоящему цивилизованных людей? И они только на этой неделе, в третьем тысячелетии от Рождества Христова передали свою петицию в парламент Швейцарии, чтобы создать законодательный прецедент запрета на поедание кошек.
А пока, как говорят правозащитники, ежегодно на праздничные столы швейцарцев попадают тысячи и тысячи несчастных, уже не способных сказать «мяу!». Что особенно прискорбно, в некоторых районах Швейцарии кошка является традиционным блюдом именно на... Рождество. О, боже, боже! И подают их к столу с чесночным соусом и белым вином... Б-р-р! Так и хочется сказать всем кошкам Швейцарии: «Брысь отсюда!» И давайте ждать спасительного – для усатых-хвостатых-полосатых – швейцарского прецедента.
А вот менее приятные западные прецеденты и, к сожалению, уже действующие... И давно! Начнем с Великобритании, родины прецедента. Неудивительно, что за всю историю именно в этой относительно небольшой стране больше всего было казнено народа «за измену его (или ее) королевскому величеству». Ибо именно в этой стране легче всего «изменить». В чем опять же виноват прецедент. Где-то – но обязательно в Англии – кто-то и когда-то совершил следующее деяние: перевернул почтовую марку вверх дном. А поскольку почта в Англии была королевской, то за эту оплошность несчастный поплатился головой. С тех пор будьте осторожны на британской почте и где бы то ни было, сносясь с англичанами. Ведь если перевернуть марку с изображением королевы, то это уже факт неуважения к Ее Величеству, а значит – государственная измена. Существует ли еще такой закон, уже никто и не скажет, пока вас не притянут в суд. Ибо при прецедентном праве ни один закон, даже самый нелепый, формально никогда не умирает. О нем могут забыть, а могут и вспомнить. При удобном случае или при особом желании... Так что изучайте британские прецедентные законы, коих всех не перечислить. И тем более не перечесть. К примеру, существует такой закон: членам парламента запрещено входить в палату общин в доспехах. Нелепым кажется и закон от 1872 года, по которому всякий, кто будет обнаружен пьяным в заведении, где подают спиртное, подлежит наказанию. А где же тогда еще пить?
Но хватит о грустном, я же обещал вас хорошенько повеселить.
Так, в Израиле суд вменил собакам лаять строго по регламенту. «Запрещено лаять с 14 до 16 часов и с 7 вечера до 7 утра дольше четырех минут подряд в течение каждого часа», – так гласит закон.
Выражение эмоций уже не собак, а людей ограничивает и французский закон. Вокзал. Расставание. Долгие проводы – лишние слезы и поцелуи. Это тоже лишнее, вернее, даже запрещенное. По закону на перроне целоваться нельзя. То ли чтобы не опаздывали на поезд, то ли чтобы не отвлекали внимание окружающих. Закон действует с 1910 года.
Улыбка на девичьем лице. Но это не при расставании, а при встрече, так что – все законно... Однако это уже не Франция, а Флорида! А посему пора спросить: «Девушка, вы замужем?» Ведь в штате Флорида по закону незамужним девицам запрещено прыгать с парашютом в воскресенье. «Почему?» – спросите вы. А потому, что этот закон был попыткой местного сенатора разорвать отношения между его дочерью и неким парашютистом. И подобных законов в США тысячи. В Аризоне запрещено укладывать спать осла в ванной. В Балтиморе – приходить в театр со львом. В Айдахо – рыбачить, сидя на верблюде. Такое уж оно прецедентное право. Если где-то произошел пусть даже курьезный случай и дело дошло до суда, то в итоге – закон для целого штата.
Так что закон есть закон. Хотите – смейтесь, хотите – нет.
Вадим ЕЛФИМОВ.