banner

«Он у меня всегда перед глазами...»

22 Октября’14
1537
«Он у меня всегда перед глазами...»Кровопролитной была Великая Отечественная война. Она унесла жизни миллионов советских людей. Не стало в годы военного лихолетья и Героя Советского Союза, командира 217-й стрелковой дивизии полковника Николая Павловича Массонова, который в 1944 году погиб при освобождении Свислоччины. С тех пор прошло немало лет. Выросло не одно поколение. Но свислочане по-прежнему чтят память о нем. В своих сердцах несут ее сквозь годы дочь и внук Героя И. Н. Кальянова и А. Ф. Палицын. 
Накануне 109-й годовщины со дня рождения Н. П. Массонова, а родился он 21октября 1905 года в Нижегородской области в поселке Васильсурск в семье рабочего, мы встретились с Инессой Николаевной. Дочь Героя поделилась своими воспоминаниями из детских лет, рассказала интересные факты из жизни отца и близких ему людей.  
– Мне часто задают вопрос: «Помню ли своего отца?» Я его не то, что помню, он у меня всегда перед глазами. Жизнь отца для меня была и есть примером. Не помню ни одного случая, чтобы папа кого-нибудь обидел плохим словом. Он умел разговаривать с людьми.  Вспоминается, как на Дальнем Востоке мы жили в сопках. В них было сыро, свет работал от движка. Тем не менее обстановка в доме была теплой и дружелюбной. К нам всегда приходили жены младших командиров. Папа заходил в дом, и комната словно озарялась светом. Он умел «обогреть» хорошим словом, подбодрить. 
А когда в десятилетнем возрасте я приезжала к папе на родину, слышала, как люди тепло и хорошо отзываются о нем. Все говорили, что он замечательный человек.
Детство у папы было, конечно, очень тяжелым. Отец его умер, когда ему исполнилось два года, спустя 10 лет не стало и мамы. Выходив сына, сама заразилась черной оспой, которая в то время «бушевала» на Волге, и умерла. Моя бабушка была известной прачкой, обычно она обстирывала купцов, которые щедро оплачивали ее труд. После ее смерти остался большой двухэтажный дом, который позже у отца отняли родственники. Воспитывала его бабушка. В четырнадцать лет стал комсомольцем, помогал НКВД выслеживать кулацкие баржи. Однажды его заметили и сильно избили, после чего выбросили из окна второго этажа. Обессиленного, его подобрал и выходил какой-то крестьянин, проезжавший мимо на телеге. 
Отец подрабатывал на сплаве леса, ходил вместе с бурлаками таскать баржи. Одним словом, сам себя кормил.  
В 1926 году поступил в Рязанское пехотное училище. После его окончания был направлен на курсы повышения «Выстрел». Вскоре познакомился с моей мамой и предложил ей руку и сердце. В 1931 году, когда родилась я, он закончил учебу. Сначала папу отправили  служить на финскую границу, а затем – на монгольскую. Жили в ужасных условиях, ютиться приходилось в землянках. Несмотря на это, мама с папой никогда не расставались. Помню, как папа утром поднимался, колол в ведре лед, растапливал печку и уходил на службу. Мама оставалась со мной дома. Вот так и жили. Я никогда не слышала от мамы, чтобы она говорила папе, куда он ее завез. Многие жены военнослужащих не выдерживали таких условий и уезжали. Так распадались семьи. 
Когда я пошла в первый класс, мама сильно заболела. Долгое время никак не могли определить болезнь: она слышала, видела, но не разговаривала. Позже выяснилось, что ей нужна была смена климата. Маму положили в военный госпиталь на целый год. Мы с папой остались вдвоем. У него даже в мыслях не было отправить меня к бабушкам. Он говорил, что ребенок должен жить с родителями. Я вместе с другими детьми каждый день на телеге за десять километров ездила в школу. По возвращении справлялась по хозяйству. Папа принципиально не ходил в столовую, учил готовить меня. Помню, как лепила котлеты. Фарш ужасно разваливался, и я заново пыталась сформовать котлеты и прожарить их. Папа приходил и хвалил меня, говоря, что в следующий раз получится еще лучше. Но голос на меня никогда не повышал. 
…Перед войной всех военных вызвали и сказали, чтобы отправляли свои семьи с Дальнего Востока в отпуск. Мы уехали с мамой к бабушке в Москву. А папа с эшелоном отправился в Ростов. Под Оршей на них напали немцы, «размолотили» танки, пушки, всю боевую технику. Снарядов и патронов, чтобы защититься, у них не было. У отца оставался только именной пистолет. Поднялась паника, население бежало на переправу. Отец, видя, как здоровые мужики бегут напролом и скидывают с моста женщин, стариков и детей, взял двоих красноармейцев и навел там порядок. 
Разворачивались бои, папа с бойцами попал в окружение. Часть солдат удалось вывести, сам из-за ранения остался в тылу врага. И только в 1942 году вышел к нашим. Оттуда его отправили в лагерь для военнопленных. Было два-три допроса. На одном из них отец не выдержал оскорблений и унижений и ударил следователя. Тогда конвоиры избили отца. Однажды ночью один из знакомых, который доставлял хлеб военнопленным, пробрался к отцу в карцер и передал бумагу – уголок от газеты с карандашом. На записке отец указал адрес тестя, тот и сообщил маме, где находится отец. Мама, не раздумывая, написала письмо Сталину, в котором говорилось, что если такие люди, как ее муж, будут сидеть в застенках, то у нас некому будет воевать. Не прошло и полторы недели, как папа был в Москве: получал награды – орден Красной Звезды и орден Красного Знамени. После этого ему предложили быть начальником лагеря для военнопленных. Отец сказал, что он учился не для того, чтобы охранять своих, а для того, чтобы защищать Родину. И ушел на фронт...
Вот таким я помню своего отца, так о нем отзывались однополчане, бойцы. Отец следовал принципу: людям свойственно ошибаться, на то они и люди, но в своих ошибках нужно сознаваться, не перекладывая вину на других. Он болел душой за своих солдат, дорожил их жизнями. Прежде чем отправиться в бой, он детально изучал ситуацию. Бывало, оспаривал ход операции даже с вышестоящим начальством.
Полковник Николай Павлович Массонов погиб 17 июля в Свислочи во время объезда частей дивизии: на автомашине подорвался на мине. За проявленные исключительную храбрость, решительность и нанесение крупных потерь противнику 23 августа 1944 года полковнику Н. П. Массонову присвоено звание Героя Советского Союза.
Елена КЕДИК (текст и фото).

Предыдущая статья

Вопросы к службе спасения