banner

Если в семье каждый прав

01 Октября’14
1639
Если в семье  каждый правСвоих героев я застала за работой на огороде. Не было бы ничего удивительного, если бы не возраст этих людей: почти 80 и 85 лет. Ну как  назвать их пожилыми? Все делают сами: и в огороде, и по хозяйству.  Хозяйство небольшое, но уход нужен всему. В ноябре чета Боярчуков отметит бриллиантовую свадьбу – 60 лет они вместе.
– Может, секрет какой-то особенный знаете столь долгой и счастливой семейной жизни?
Елена Иосифовна пожимает плечами: «Какой там секрет? Жили, работали, детей растили. Уступали друг другу, больше, конечно, муж, чем я». 
Вспомнилась притча о семейном счастье. Одна семейная пара постоянно ссорилась, другая же души не чаяла друг в друге. Почему так было? Все оказалось очень просто. В одной семье были все кругом виноваты, а в другой, наоборот, все правы. Так и в семье Боярчуков шла жизнь день за днем, без всяких оскорблений, выяснений и скандалов. А тут и 60 набежало – не заметили. Две дочери давно выросли. Получили хорошее образование. Валентина живет в Минске, кандидат сельхознаук. Елена – в Витебске, психолог.  Да и внуки выросли как-то незаметно, вот уже и правнуки силу набирают.
Елена Иосифовна вспомнила молодость свою. Весело было. Работали без устали, потом на танцы бегали, под гармошку плясали, причем босиком – обувь жалели. И ничего. Песни пели. Нарядов особых не было, но по этому поводу не переживали. Сейчас время другое. Квартиры свои люди превратили в музеи, в гости не ходят. А раньше бедно жили, но последней крошкой делились, что сами ели, тем и других угощали. Елена Иосифовна скромно говорит о том, что не помнит всего. Жизнь была нелегкой, да и пролетела она как-то быстро, а вот муж помнит многое.
Да, Евгений Леонтьевич обладает феноменальной памятью. Помнит хорошо свое детство. Прошло оно еще при пане Толочко. Отец обслуживал десять озер, рыбу кормил, ловил для гостей из Варшавы. Пан был доволен ответственным рыбаком. Прогуливаясь с собаками по парку, пан Толочко никогда молча не проходил мимо. Добрый был.
Помнит Евгений Леонтьевич и первые дни войны. У дядьки в Ковалях коров пас, когда услышал сильные взрывы и увидел огненные столбы до неба. Это бомбили военный аэродром в Кватерах. Помнит «своего» первого немца. В Пуцки немцы вошли сразу, в первые дни войны. Один немец-ефрейтор говорил по-польски, мальчик его хорошо понимал. Удивительно, но произошла и вторая встреча с тем же немцем, уже в 1944 году, когда наша армия гнала фрицев. И был этот знакомый в чине полковника. Он же и предупредил, чтобы из деревни никто никуда не уходил и в лес ближайший не бежали.
После войны жили бедно. Много работали. Учились, если была возможность. В деревне Вердомичи в 1945 году в доме лесничего открыли начальную школу. Ходили и в Полонку. Потом была армия. После армии Евгений Леонтьевич доучивался в вечерней школе. Аттестат хороший, с одной «3» по немецкому языку, а так все «5». 
Работы никогда не боялись мои герои. Всю жизнь трудились, надо было учить детей. Да и их с малых лет приучали к работе. В семье пятеро детей. Не до разговоров, сами все понимали и не ждали указаний от родителей. Ничего – выросли. К труду привычные, к людям внимательные, чуткие.
Елена Иосифовна и Евгений Леонтьевич – люди верующие и часто бывают в церкви. 
– Хорошо, светло и легко на душе в эти минуты. Молюсь за детей, внуков и правнуков. А Евгений Леонтьевич – пономарь. Как церковь заново открыли в 1995 году, так с тех пор и помогает отцу Леониду.
Вот такие они, мои герои. Обыкновенные люди, знающие цену жизни, цену простому человеческому счастью.
Валентина ХАМЧУК.
Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

У мудрасці яе сіла