Советский поэт Михаил Светлов, как известно, был не только пароходом из кинокомедии «Бриллиантовая рука», на который так торопился «контрабандист» Андрея Миронова, – помните: «Цигель-цигель, ай-лю-лю!»? – но и живым человеком, который действительно писал прекрасные стихи. Мало того, в обычной жизни это был милейший шалун и искрящийся юмором мудрец. Например, он не любил делать долги, ибо те обрекали его на тяжкие душевные муки, а значит, лишали творческого вдохновения. Очевидно, именно поэтому и принадлежит ему авторство знамени того прозаического выражения, ставшего притчей во языцех: «Берешь деньги всегда чужие, а возвращаешь уже свои!»
Да, сложная дилемма, почти гамлетовский вопрос, раздирающий души многих и многих людей! Нечто подобное испытывает почти каждый благонамеренный заемщик, приходящий, скажем, в банк за очередным кредитом. Что же касается не благонамеренного, то у того, как вы сами понимаете, голова болит вовсе не о том, чтобы что-то возвращать... Но тем не менее, надо признать: долг либо кредит – это всегда очень интимное общение с финансовой системой, так что без угрызений совести тут почти никогда не обходится. И есть лишь одна, очень узкая когорта людей, чуть ли не небожителей, которые даже не догадываются о подобных проблемах. Счастливцы! Для них все ясно, ибо в их мире действует совершенно иная финансовая закономерность: делая долги, они всегда берут деньги себе, а вот возвращают за них уже другие!
Моя теща, как я уже имел честь докладывать, женщина весьма здравого ума и твердых убеждений, никогда не делающая долги и, тем более, никому не предоставляющая ссуды, а также ни разу в жизни не посетившая ни одного кредитного учреждения, как-то прочла в газете, дескать, страны ЕС нынче живут в долг. Сообщение ее страшно удивило! «Дорогой зять, – воскликнула она, ибо с неразрешимыми вопросами она всегда обращается ко мне, а с разрешимыми к своей дочери, то есть моей жене, – как можно «жить в долг»?! Тем более государству! И у кого это оно, государство, может одалживаться, когда и так все деньги в его руках?» Я взял из ее дрожащих от благородного гнева пальцев листок утренней газеты и действительно прочел, цитирую: «Средние темпы роста госдолга в странах Евросоюза составили 6,3% от ВВП». Польщенный тем, что теща не спросила меня, что такое ВВП, я читал далее: «Рекорд по дефициту госбюджета установлен Ирландией и Грецией – 14,3% и 13,6% от ВВП, соответственно. Далее расположились: Англия – дефицит 11,5%, Испания – 11,2%, Португалия – 9,4%, Франция – 7,5%...» – и, наконец, внизу: «ФРГ – 3,3%». Страшно обрадованный за Германию, я пытался себе представить, как эта страна со всеми ее «Мерседесами» и «Симменсами» умудрилась так комфортно расположиться на столь маленьком дефиците. Однако теща не дала моим фантазиям лететь дальше ее громогласно раздавшейся фразы: «У кого же одалживают все эти страны, если сами они в долгах как в шелках! И кто все-таки дает им деньги?»
Мне ничего не оставалось, как изобразить снисходительную улыбку. И объяснить с учительским злорадством: самое трудное в искусстве делания долгов государствами вовсе не найти того, кто даст тебе денег – купюры, в конце концов, всегда можно напечатать в нужном количестве. Наоборот, самое-то трудное – найти того, кто за тебя эти долги когда-нибудь выплатит! Возьмем, к примеру, некую типовую страну Г. Положим, у нее самый большой государственный долг. Как она его сделала – не важно, а важно, что у нее есть правительство, которое просто скинут, если страну официально объявят банкротом. И вот это самое правительство, конечно, от имени Г. обращается за кредитом к ЕС, и ЕС со скрипом, но соглашается искомый кредит выделить. Заметьте, Евросоюз абсолютно не волнует, сможет ли Г. вернуть долг, – та ведь уже банкрот! А почему не волнует? Да потому что Брюссель просто напечатал немного лишних денег – и дал их Г. В результате курс «евро», конечно, слегка упадет, но это падение компенсируют простые граждане ЕС, оплачивая слегка повысившиеся цены. В общем, брюссельское начальство останется при своих, да еще сверху получит проценты с Г. Правительство же Г. тоже не в накладе: сейчас-то оно деньги получило, чтобы временно залатать дыры в экономике, а расплачиваться будет уже не оно, а следующее правительство. Которое, в свою очередь, попросит новый кредит и в ответ получит такие же «полегчавшие» деньги. В общем, финансовый круговорот восстановится... Главное, кредитами пользуются все правительства всех стран ЕС, а расплачиваются по кредитам простые граждане Объединенной Европы, т.е. налогоплательщики. И более всего те из них, которых угораздило жить в Г.!
Если кто-то думает, что правителям столь легко живется исключительно в Еврозоне, тот глубоко, вернее, далеко ошибается. Стоит нам только перелететь через Атлантику, и мы встретим людей, которым живется еще легче. Европейские лидеры могут крутить долговой лохотрон лишь на европейской территории, а американские воротилы – по всему миру! Волшебная статистика: за годы текущего кризиса, несмотря на то, что зарплаты падали, заводы закрывались, торговля скукоживалась, количество наличного доллара в мире удвоилось! Как вы думаете, почему это произошло? Или, может, купюры имеют свойство сами размножаться?! А поскольку в кризис работы было мало, свободного времени им выпало вдосталь... Как вам такое «научное» обоснование?
Да, нынче – а точнее, завтра – выиграет тот, кто дает в кредит. Кто навязывает свои деньги, буквально впихивает их в чьи-то карманы – ведь засовывает он сегодня дешевые бумажки, а завтра по тому же номиналу востребует дорогие. Да еще плюс проценты – настоящий грабеж! Впрочем, финансовая система не знает таких слов. А также тех, что употребила моя теща, внимательно выслушав мое объяснение. И поверьте, при этом я впервые в жизни слушал ее почти с наслаждением!
Хотя и среди кредиторов попадаются иногда неудачники, ошибившиеся с выбором должника. Приведу свежий пример. Старейшая библиотека США, располагающаяся на Капитолийском холме, выдала в 1789 году две книги на один месяц. Абонент книги не вернул, и библиотека «включила счетчик», который тикал-тикал, и в этом году нащелкал долг аж на 300 тыс. долларов! Обрадованные библиотекари подали в суд на забывчивого должника, вернее, за отсутствием оного – на организацию, которую он основал. А теперь угадайте с трех попыток, получит библиотека «должок» или нет, если учесть, что рассеянным читателем был... Джордж Вашингтон?! Первый президент государства, которое никому ничего не выплачивает!
Вадим ЕЛФИМОВ.