banner

Былое и думы

01 Сентября’14
1230
Былое и думыЖителям агрогородка Вердомичи достался роскошный парк, хозяином которого со второй половины XIX века и до 40-х годов ХХ века был пан Юлиан Толочко.
Этот парк по праву мог бы претендовать на одно из уникальных чудес Свислочского района, так как его пейзажная композиция и планировка своеобразны и не имеют аналогов.
Вердомичский парк – усадебно-парковый комплекс, формирование которого началось еще в XVIII веке и продолжалось до XX. В центре – панская усадьба. Шикарный двухэтажный дворец с 99 комнатами и пятиэтажной видовой башней был гордостью и украшением усадьбы. Возводился он на искусственном возвышении: местность была низинной и местами заболоченной. Стоял дворец на берегу самого большого озера, но в 1914 году сгорел, оставив на память потомкам лишь ступеньки. Да и они вросли в землю покрылись травой. Заросли кустарником и хозпостройки, вернее то, что от них осталось. Разрушаются некогда жилые дома, принадлежавшие пану. Ничего не осталось от былого великолепия и богатой жизни семейства Толочко. Все кануло в Лету.
Однако парк все еще способен вызвать восхищение, а порой и умиление. Какое?
Воздух здесь смешан с ароматом диких душистых трав и цветов. А тишина! Она божественна. С особой остротой слышится шум листвы, пение птиц, легкий треск сучьев. Как приятно ходить-бродить по аллеям парка. Они все еще дышат той далекой седой стариной... Вот на аллее статная дама в белом. Кто она? Что волнует ее сердце? Она любуется красотой липовой аллеи. Но... любуется в своем имении Ясная Поляна. Хотя одна из аллей в парке аг. Вердомичи – точная ее копия.
Аллеи... Грабовые. Липовые. Они почти не изменились. Самая длинная – кольцевая. Одна треть ее по-прежнему тенистая, просторная, чистая. Хорошо прогуляться по ней в любую пору года. Ранняя весна порадует изумрудной зеленью. Лето очарует пышностью крон. Осень удивит богатством красок. Только зима даст отдых аллеям, укутав пушистым белым покрывалом все вокруг.
Центральная аллея разместилась в самом красивом уголке парка. По одну сторону когда-то были живописные поляны, по другую – озера с белоснежными лебедями.
По грабовой аллее можно было попасть в конюшню. Рядом – большой круг-манеж.
Озера – венец паркового ансамбля. С восточной стороны он был окаймлен одним большим и россыпью мелких. С северной – двумя небольшими, но очень глубокими. Не так давно зеркальная гладь озер еще радовала жителей Вердомичей. Здесь отдыхали, ловили рыбу, любовались вместе с маленькими детьми грациозностью белых птиц. Лебедь-шипун обожал эти места.
Композиция парка оригинальна. В ее основу был положен прием постепенного раскрытия пейзажа с элементами контраста. Учитывалась особенность роста деревьев, их высота, форма кроны, окраска листьев. Посадка зеленых насаждений была в виде групп-«колец». Хорошо сохранилось «кольцо» из липы. Существует поверье: встань в него, прислонившись к дереву, загадай желание – сбудется. Пейзажный рисунок парка создавался постепенно. Поэтапно. Поэтому деревья имеют разный возраст. В парке наряду с обычными деревьями растут и редкие для наших мест экзоты.
Вся эта роскошь была спрятана от чужого глаза за стеной. Она наглухо опоясывала парк с трех сторон: северной, западной и южной. В отдельных местах сохранился ее первозданный вид: высота – 170 см, ширина – 50 см. Верх – некое подобие крыши. Он усыпан мелким колотым камнем. Перебраться через такое сооружение и проникнуть в усадьбу было невозможно.
Несмотря на свой солидный возраст, парк продолжает жить. Его пейзажи по-прежнему волнуют душу. Но и тревожат: озера давно без воды. Умирают вековые деревья-великаны.
И все же о парке стараются заботиться: убирают мусор, вырезают поросль, поднимают бурелом. Пусть былого блеска и прежнего величия не вернуть, но мы должны сохранить то, что осталось. Сохранить как память о былом. Академик Д. С. Лихачев был совершенно прав: «Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было».
Валентина ХАМЧУК.
Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Волшебный САД детства
Похожие новости
19 Апреля’24
88
З векавым юбілеем
19 Апреля’24
77
Осторожно, бруцеллез