banner

Освобождение пришло на исходе дня

17 Июля’14
1981
Освобождение пришло на исходе дняДля воинов, которые прошли боевой путь от Москвы до Берлина, наша Свислочь  была лишь небольшим населенным пунктом, а бои за нее – эпизодом из многих суровых и трудных сражений. Однако память сохранила события  той давности, когда 17 июля 1944 года они вели бои за Свислочь.
Вот что пишет Иван Георгиевич Галяткин, бывший командир 190-го стрелкового полка 5-й Орловской дивизии, освобождавшей наш край:
«16 июля с высот, что восточнее Свислочи, противник встретил наше наступление организованным огнем. Попытка атаковать его с ходу успеха не имела, наша пехота вынуждена была окопаться. В ночь на 16 июля мы выслали разведку, которая привела двух «языков». Один из них был отъявленным фашистом. При нем обнаружили фотоснимки пыток и казни советских патриотов. На одной из фотографий этот палач запечатлен в момент казни – набрасывает петлю на шею советского патриота… Из показаний пленных  мы узнали, что они в течение двух суток расставляли мины разных конструкций перед передним краем, натягивали проволочные заграждения.
В ночь на 17 июля мы выслали саперов, которые обезвредили мины и обозначили проходы для пехоты. На рассвете загремела канонада. В далекие раскатистые залпы тяжелой артиллерии вплетались ближние выстрелы полковых и батальонных пушек, стоящих на прямой наводке. В общую артподготовку включились и минометные роты батальонов... Вой был отчаянным. Гитлеровцы яростно сопротивлялись. Но видя, что наш левый фланг успешно продвигается, они начали отходить. Враг оставил на поле боя убитых и раненых, разбитые пушки и тяжелые минометы».
Освобождение пришло на исходе дняА вот как вспоминает июльские дни 1944 года Адам Данилович Черношей, побывавший в Свислочи в марте 1983 года:
«Конечно, ваш город стал совершенно неузнаваемым по сравнению с тем, каким он сохранился в моей памяти летом 1944 года, когда мне в составе 1-го Белорусского фронта пришлось участвовать в его освобождении от немецко-фашистских захватчиков. Служил я в то время в минометной батарее 954-го стрелкового полка, входившего в состав 48-й армии. В Свислочь мы вступили на исходе июльского дня. Лето в 1944 году стояло жаркое, сухое. Город только что освободили наши передовые части, он был в развалинах, в дыму пожарищ – горели дома, постройки. Наша батарея остановилась здесь на кратковременный отдых».
Бывший парторг 217-й стрелковой дивизии Г. А. Игнатов вспоминает:
«День 17 июля 1944 года и Свислочь запомнились навсегда. Этот день был очень тяжелым и горьким для воинов дивизии. В этот день здесь погиб от разрыва мины командир дивизии — Герой Советского Союза полковник Н. П. Массонов. Мы его с болью в сердце в вашем городе и хоронили. Я тоже еле остался жив, попав под бомбежку. Меня подбросило на три метра в воздух. Но приземлился как-то удачно. Упал на такое место, что уже через два часа пришел в себя и продолжал воевать».
Бывший командир 159-го авиаполка Александр Матвеевич Журавлев в своем дневнике записал: 
«14 июля 1944 года. Города Слоним и Волковыск — наши. Приближаемся к Белостоку. 16 июля. Гродно в наших руках. 19 июля. Прилетели в район Свислочи (она освобождена 17 июля). Аэродром плохой, песчаный, портятся двигатели, работать тяжело, люди еле стоят на ногах. Жить негде. Помогали местные жители. 27 июля. Перебазировались на аэродром в Гродно. Он находится в лесной местности.
Так с 19 по 27 июля 1944 года на протяжении этих дней с аэродрома, что на Свислочской земле, наши летчики гнали врага на запад».
Из архива 
«Свіслацкай  газеты».
 На снимках: Н. П. Массонов; И. Г. Галяткин.

Предыдущая статья

Дакументы сведчаць